Прежде чем приступить к непосредственному анализу публично-правового (императивного) и договорного регулирования трудовых отношений, следует обратить внимание как на диалектический метод познания, суть которого заключается в единстве использования всей совокупности знаний о предмете исследования, с позиции соответствия логическим законам, получения объективных знаний, так и оценить его актуальность и значимость. Несомненно, к основным требованиям диалектики относятся, прежде всего, объективность и всесторонность подхода к исследуемому явлению [1, с. 27–28]. При исследовании метода правового регулирования трудовых отношений необходимо определить его значение и влияние на процесс регулирования в сфере труда, что достигается за счет правильного определения целей и задач, установленных на законодательном уровне.
В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) определены цели и задачи трудового законодательства России: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.
Из содержания ст. 1 ТК РФ следует, что цели и задачи трудового законодательства отражают специфику трудового права России, основанную на элементах публично-правового и частноправового регулирования трудовых отношений.
Также важно подчеркнуть, что положения ст. 1 ТК РФ применимы ко всем институтам трудового права и направлены на конечный результат — сохранение баланса интересов сторон трудового договора и государства, служат ориентиром для дальнейшего развития законодательства РФ и правоприменительной практики в сфере труда, являя собой яркий пример единства противоположностей и как ядра социальной диалектики. Достижение баланса интересов участниками трудового правоотношения, обладающими различными, зачастую противоположно направленными интересами, не всегда возможно при помощи имеющихся правовых средств в столь стремительно меняющемся инновационном развитии современной России. Положительный результат реализации целей и задач трудового законодательства РФ во многом зависит от того, какие правовые средства будут выбраны законодателем, совокупность которых будет использована.