На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым понятием для российской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности важным является уточнение терминов «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия». На основе проведенного анализа возможных подходов к определению экономической сущности данных понятий было предложено авторское определение. Конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать, либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции.
Для случая, когда вопросы конкурентоспособности выпускаемой продукции стоят не настолько остро (например, энергетическая отрасль): конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями [1].
В понятие же «управление конкурентоспособностью предприятия», по нашему мнению, следует вкладывать следующий экономический смысл: управление конкурентоспособностью предприятия — целенаправленная деятельность по формированию ряда управленческих решений, направленных на противостояние всевозможным внешним воздействиям с целью достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.
Рассмотрим основные задачи, принципы и требования к системе управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.
В целом можно выделить несколько характерных видов управления конкурентоспособностью предприятия: производственно-экономическое управление, организационно-экономическое управление и финансово-экономическое управление [2]. Рассмотрим подробнее задачи приведенных выше трех видов управления конкурентоспособностью предприятия.