После многолетнего использования интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, базирующихся на применении повышенных норм внесения минеральных удобрений и высокоэффективных химических пестицидов широкого спектра действия, породивших множество негативных последствий (резистентность, последействие пестицидов и наличие их остатков в продукции, накопление нитратов и т. д.), человечество всерьез задумалось о здоровом образе жизни и качественном питании.
С 1970 г. начал формироваться рынок органической продукции, который достиг 90 млрд долл. США. Органическая продукция выращивается в 178 странах на площади 58,1 млн га, в том числе по континентам: Австралия и Океания — 40 %, Европа — 27, Южная Америка — 15, Азия — 8, Северная Америка — 7, Африка — 3 %. Основными потребителями такой продукции являются США и страны ЕС. В России производство органической продукции находится на на чальном этапе развития, но эксперты оценивают ее долю на мировом рынке в 10–15 %, т. е. около 120 млн долл., а в перспективе, с учетом наличия огромных земельных ресурсов, — до 250 млн долл. При этом эксперты возлагают большие надежды на введение в оборот 20 млн га «бросовых» земель, на которых длительное время не вносились агрохимикаты. Вместе с тем кадастровая оценка этих земель показала, что это в основном низкопродуктивные песчаные и заболоченные земли, заросшие древесно-кустарниковой растительностью, и для введения их в землепользование потребуются большие финансовые и материальные затраты. Развитие органического земледелия в России сдерживало отсутствие законодательной базы. К настоящему времени разработаны и введены в действие национальные ГОСТ 56104–2014, 56508–2015, 57022–2016 и межгосударственный ГОСТ 33980–2016, в которых отражены термины и определения, правила производства, хранения, транспортирования, маркировки, реализации продукции органического производства и порядок проведения добровольной сертификации.
Государственная Дума в первом чтении приняла проект федерального закона «О производстве органической продукции». Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области производства органической продукции, формулирует основные понятия такой продукции, определяет полномочия различных уровней исполнительной власти, предусматривает введение единого государственного реестра производителей органической продукции, контроля на всех этапах ее производства, осуществление государственной поддержки производителей, их информационное и методическое обеспечение, использование графического изображения (знака) органической продукции.