Дата поступления рукописи в редакцию: 18.10.2024
Дата принятия рукописи в печать: 22.11.2024
Вопрос исполнения судебных актов является острым в российском законодательстве. С момента принятия в конце 20 века новых федеральных законов «Об исполнительном производстве» [1] и «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [2], исполнительная система существенно изменилась. Это открыло законные пути для исполнения судебных актов, но со временем стали очевидными серьезные проблемы в применении этих законов.
Добровольное исполнение исполнительных документов не является распространенной практикой и не оказывает значительного влияния на общую статистику. Государству необходимо разработать систему стимулирования для граждан, которые добровольно исполняют решения судов и других органов государственной власти.
Принудительные меры исполнения определены в статье 68 Федерального закона № 229-ФЗ и включают в себя:
1. Взыскание с имущества должника, включая денежные средства и ценные бумаги;
2. Взыскание с периодических выплат, получаемых должником по трудовым, гражданскоправовым или социальным правоотношениям;
3. Взыскание с имущественных прав должника, включая право на получение платежей по исполнительному производству, в котором он является взыскателем, право на получение платежей по договорам найма, аренды, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
4. Изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5. Наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6. Обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;