В литературе, посвященной общей теории кластеров, исследователей привлекают проблемы использования терминологии, классификации кластеров по различным основаниям, объяснения кластеризации экономики с применением других наук, например институциональной теории: принцип тройной спирали «власть — бизнес — наука». Исследований, посвященных механизмам формирования и развития внутрикластерного менеджмента, практически нет. В связи с этим возрастает актуальность и важность теоретических исследований и разработок подходов к формированию внутрикластерных отношений на базе новых форм транзакций, механизмов принятия решений.
Природа создания кластеров предъявляет исключительно высокие требования как к лидерам власти и бизнеса, так и к процессам совместной деятельности. К исключительным требованиям можно отнести знание и владение инструментами проектного менеджмента всеми инициаторами создания кластера «власть — бизнес — наука»: методом фрайдрайзинга — объединения достаточно разрозненных ресурсов для улучшения социально-экономического состояния кластера; методами брендирования, картирования, бенчмаркинга; методом организации социальных мероприятий, содействующих росту доверия; методом развития социального капитала; методом использования целей, потенциала, знаний и опыта людей. Появляются новые роли менеджеров: менеджер кластера, менеджерфасилитатор. Исследование теорий мотивации эффективной совместной человеческой деятельности от Адама Смита до Билла Гейтса позволило выделить основные закономерности творческой эффективной человеческой деятельности. Эти закономерности положены в основу разработки механизма формирования и развития внутрикластерного менеджмента инновационного янтарного кластера.
Модель жизнеспособности кластера можно описать базовыми функциями: функция самоорганизации как реакция на турбулентное изменение внешней среды (главной составляющей этой функции является жизнеспособность — умение успешно действовать в изменяющихся условиях); целевая функция (должна обеспечить высокую степень достижения целей, высокую эффективность деятельности людей, ограниченное использование ресурсов; процесс определения цели должен вовлекать всех сотрудников — он является регулирующим контуром); инновационная функция (обеспечивает постоянное изменение содержания деятельности); координационная функция (обеспечивает согласование решений, находящихся во временной и материальной зависимости); мотивационная функция (обеспечивает согласие всех участников в достижении целей). Все функции модели обеспечивают главную цель экономической деятельности кластера — получение прибыли. Этот тезис правилен и остается таковым, но он уже не может быть единственным принципом эффективности кластера. Безусловной целью внутрикластерного менеджмента должно стать использование потенциала всех сотрудников, их творческих возможностей, их знаний и умений. Проведенное исследование позволило сформулировать основные характеристики кластерного менеджмента (см. таблицу).