Любое предприятие обязано оценивать эффективность работы руководителей. Эта оценка предполагает соотношение результатов их труда, затраченной трудоемкости и определения эффекта деятельности. Для этого необходимо использовать качественную оценку результатов труда, а также эффекта, который, кстати, может быть спрогнозирован с учетом некоторых показателей «внутри» экономической деятельности руководителя предприятия. Ориентировка только на внутренние «сегодняшние» показатели может привести к неблагоприятным последствиям в долгосрочной перспективе. Так, например, фирмы, которые ориентируются только на показатели прибыльности компании в конкретный исторический период времени, в дальнейшем могут просесть экономически.
Деминг, определяя один из принципов управления, указывает на следующее важное положение: менеджер — это работа не по надзору, а по лидерству. Менеджер должен улучшать путем работы с целями, намерениями. Итоговая задача — улучшения качества продукции и услуг. Деминг абсолютно правильно указывал, что только сосредоточенность на голых цифрах, позиции аттестации персонала, — все это неправильные ходы, которые должны быть в конечном счете заменены лидерством.
Позиция Деминга нашла свое применение в нескольких стандартах менеджмента качества, в том числе и в стандартах ISO. Все эти стандарты в обязательном порядке предполагают: наличия определенных качественных показателей, которые необходимо оценить и которые выражены в объективизированном фактологическом виде; наличия оценки рисков при принятии решений со стороны топ-менеджмента.
Рассмотрим формат работы руководителей высшего звена с позиции оценки их эффективности.
Подобное рассмотрение следует начинать с учета затрат эффективного времени и оценку эффективности работ топ-менеджеров. Учет затрат эффективного времени понимается нами как нормирование труда и отдыха. А оценка эффективности высших управленцев – это оценка результативности работы их предприятий, а также учет рисков, которыми подвергаются данные предприятия.