Обоснование начальной (максимальной) цены является обязательной процедурой для проведения большинства закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Статья 22 Закона № 44-ФЗ содержит перечень основных методов формирования данного параметра, однако в то же время допускает утверждение и использование иных методов на усмотрение высших органов исполнительной власти регионов. Грамотное обоснование начальной (максимальной) цены позволяет государственному (муниципальному) заказчику избежать таких негативных последствий, как:
• сильный демпинг (снижение начальной цены), предполагающий применение установленных законодательством антидемпинговых мер;
• перерасход бюджетных средств;
• признание процедуры определения поставщика несостоявшейся в результате отсутствия заявок либо подачи единственной заявки, соответствующей установленным требованиям;
• выявление органами контроля нарушений и недостатков в части обоснования начальной (максимальной) цены.
Приоритетным методом обоснования начальной (максимальной) цены на поставку товаров является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Существуют три вида источников информации о рыночных ценах, используемых в рамках данного метода:
1) общедоступная информация (например, содержащаяся в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) или данных сети Интернет);
2) информация, полученная в результате размещения запросов цен в ЕИС;
3) информация, полученная по запросам цен у потенциальных поставщиков.
Наиболее актуальными являются два первых источника информации, подразумевающих в числе прочего использование информационных систем. Например, для заказчиков города Москвы создан широкий инструментарий поиска ценовых предложений на необходимые товары. В качестве наиболее яркого примера можно привести АИС «Портал поставщиков» (zakupki.mos.ru), посредством которого поставщики со всех регионов России могут внести свои предложения о поставке товаров. Кроме того, в Москве действует Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ), в рамках которой функционирует подсистема ценовых справочников, которой также могут воспользоваться заказчики при обосновании начальной (максимальной) цены.