По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Основные нарушения и недостатки при обосновании НМЦК на поставку товаров посредством запросов ценовых (коммерческих) предложений

А.А. Сергеенков аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: antonser1020@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9236-4255
Н.А. Проданова доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

В настоящее время государственные и муниципальные заказчики располагают широким перечнем инструментов обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Наибольшая часть из них доступна всем заказчикам, в то время как ряд инструментов разрабатываются регионами самостоятельно с целью повышения эффективности проведения закупок. Несмотря на активное внедрение в данную область федеральных и региональных информационных систем, одним из наиболее популярных инструментов обоснования начальной (максимальной) цены контрактов на поставку товаров являются ценовые (коммерческие) предложения. Несмотря на свое удобство для заказчика, данный инструмент делает процедуру обоснования цены достаточно «непрозрачной», что создает почву для возникновения значительного количества недостатков и злоупотреблений, приводящих к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Литература:

1. Письмо Минфина России от 11.02.2020 № 24-01-08/9102 «О разработке Минфином России методических рекомендаций по определению и обоснованию НМЦК при закупках».

1. Pis’mo Minfina Rossii ot 11.02.2020 № 24-01-08/9102 «O razrabotke Minfinom Rossii metodicheskih rekomendacij po opredeleniyu i obosnovaniyu NMCK pri zakupkah».

Обоснование начальной (максимальной) цены является обязательной процедурой для проведения большинства закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Статья 22 Закона № 44-ФЗ содержит перечень основных методов формирования данного параметра, однако в то же время допускает утверждение и использование иных методов на усмотрение высших органов исполнительной власти регионов. Грамотное обоснование начальной (максимальной) цены позволяет государственному (муниципальному) заказчику избежать таких негативных последствий, как:

• сильный демпинг (снижение начальной цены), предполагающий применение установленных законодательством антидемпинговых мер;

• перерасход бюджетных средств;

• признание процедуры определения поставщика несостоявшейся в результате отсутствия заявок либо подачи единственной заявки, соответствующей установленным требованиям;

• выявление органами контроля нарушений и недостатков в части обоснования начальной (максимальной) цены.

Приоритетным методом обоснования начальной (максимальной) цены на поставку товаров является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Существуют три вида источников информации о рыночных ценах, используемых в рамках данного метода:

1) общедоступная информация (например, содержащаяся в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) или данных сети Интернет);

2) информация, полученная в результате размещения запросов цен в ЕИС;

3) информация, полученная по запросам цен у потенциальных поставщиков.

Наиболее актуальными являются два первых источника информации, подразумевающих в числе прочего использование информационных систем. Например, для заказчиков города Москвы создан широкий инструментарий поиска ценовых предложений на необходимые товары. В качестве наиболее яркого примера можно привести АИС «Портал поставщиков» (zakupki.mos.ru), посредством которого поставщики со всех регионов России могут внести свои предложения о поставке товаров. Кроме того, в Москве действует Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ), в рамках которой функционирует подсистема ценовых справочников, которой также могут воспользоваться заказчики при обосновании начальной (максимальной) цены.

Для Цитирования:
А.А. Сергеенков, Н.А. Проданова, Основные нарушения и недостатки при обосновании НМЦК на поставку товаров посредством запросов ценовых (коммерческих) предложений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: