Интегральное взаимодействие стран в геополитической ситуации в начале XXI века приобретает все более важное значение. Каспийский регион, куда входят ведущие региональные игроки первого и второго уровня, в последнее время приобретает все более значимую роль в этих геополитических процессах. Россия — один из ключевых игроков этого региона занимает здесь лидирующее положение. Сегодня положение России в мировом сообществе в связи с глобализационными тенденциями, как известно, изменилось. Тем не менее, несмотря на все геополитические изменения и катаклизмы, страна все же продолжает поддерживать свои паритеты и развивать то стратегическое направление, которое было определено еще в период становления государства. Исторические перспективы развития Юга России нашли отражение в многочисленных научных трудах [10, с. 52–68; 25, с. 79–84]. Особое значение для региона имеет деятельность Петра I. Именно в тот период началось осмысление и формирование идеи стратегического положения Астрахани как южного форпоста России и геополитического центра Каспийского региона. Предвестником этой идеи можно считать образование Великого Волжского пути во второй половине IX века с выходом в Каспийское море в Персию («из варяг в арабы»). Свидетельством исторической обусловленности и его стратегической перспективы является то, что именно по фарватеру Великого Волжского пути были проложены важнейшие торговые пути, а современный Транспортный коридор «Север–Юг», который проходит с Севера на Юг через Астрахань в Каспийское море с выходом на Восток и далее до Индии, повторяет их [1, 2, 5, 10, с. 23–28].
Данная проблематика актуальна и сегодня. В настоящее время выпускаются многочисленные исследования, публикации и монографии, посвященные геополитике Каспийского региона. Среди этих работ следует в первую очередь выделить исследования С. С. Жильцова, И. С. Зонна, А. К. Магомедова, Р. Н. Никерова, Л. С. Рубан и др. [10, 13, 19, 21, 25]. Необходимо отметить, что в течение многих столетий Каспий выступал в качестве важнейшей транспортной коммуникации, соединяя части Евразийского континента по направлениям Север–Юг, Восток–Запад. В последнее время большое внимание в регионе уделяется пограничному и транзитно-коммуникационному вопросам. В одной из своих работ А. Магомедов и Р. Никеров подчеркивают, что актуальное значение Каспийского бассейна находит отражение не только в транспортной и военно-политической плоскости, но и в энергетической, что выдвигает на первый план вопросы экономического измерения. Что касается нефтегазового фактора, то, как заявляют авторы, «Каспийский бассейн выступает не альтернативой, а скорее энергетическим дополнением Персидского залива. Однако даже если потенциальные углеводородные возможности Каспийского региона могут сделать его значимым фактором международной энергетической политики, реализовать данный потенциал возможно только через контроль над трубопроводами, которые выведут ресурсы региона к мировым потребителям» [20, c. 13–14].