Комплексное и многостороннее развитие человека осуществляется через профессию, через опыт профессионализации, который приобретается «на примере» какой-то одной профессии, но применяется затем и в любых других ситуациях, в том числе и при освоении других профессий, социальных ролей, если это требуется. В последние десятилетия в области обновления гуманитарных наук, преподаваемых в высшей школе, произошли глубокие изменения. Перенесение акцента с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многоаспектное интеллектуально-культурное развитие личности обучавшегося соответствовало возросшей роли образованного человека в современном обществе, нацеливало на духовное и гражданское становление личности. Переход к новой системе преподавания гуманитарных дисциплин в рамках многоуровневой структуры высшего образования осуществлялся в соответствии с целым рядом правительственных документов, определивших основные направления модернизации гуманитарного образования в высшей школе, в том числе высшей технической школе России [5. С. 2–15].
Гуманитарные знания специалиста находятся на «границе» его как работника и как личности, связывают то и другое. Специалисту как личности гуманитарное знание позволяет видеть общество не на уровне обыденного сознания, основные детерминанты которого — непосредственный жизненный опыт или сознание, сформированное средствами массовой информации, а на уровне последовательного теоретического, системного сознания, что позволяет видеть «человеческое лицо» техники и технико-технологических решений для среды обитания человека и для него самого как природного и социального феномена. Гуманитарное образование не вносится «извне» в инженерную профессию со стороны безальтернативной государственной идеологии, а вытекает из внутренней логики самой инженерной деятельности, где выполняет конкретные функции, главные из которых — общекультурная и профессиональная. Выполнение этих функций идет через расширение противоречий между гуманитаризацией и технократизацией, фундаментализацией и профессионализацией в подготовке инженера.