Глобальной проблемой всего мира является обеспечение продовольственной безопасности населения. Многие страны направляют усилия на решение этой актуальной проблемы. Известно, что в настоящее время число голодающих на земном шаре достигло 135 млн человек, причем за последние четыре года их количество увеличилось на 55 млн. Замедление роста мировой экономики в период пандемии усугубляет решение указанной проблемы. По прогнозам, количество голодающих может увеличиться к 2025 году до 270 млн человек [1]. Поэтому для предотвращения риска возникновения такого пессимистического прогноза необходимо предпринять дополнительные меры для решения этой проблемы и определить пути их реализации.
К числу стран, в которых пути решения проблемы обеспечения устанавливаются на государственном уровне, относится и Россия, причем в разные периоды развития страны принимались постановления правительства, в которых намечались меры по улучшению продовольственного снабжения населения. Это было и в тяжелые военные годы, и в более поздние этапы развития народного хозяйства СССР. Достаточно вспомнить майское постановление Правительства СССР 1982 года, в котором была принята Продовольственная программа [2].
В современной России решению указанной проблемы уделяется особое внимание. Так, 20 января 2010 года была принята Доктрина обеспечения продовольственной безопасности России до 2020 года (далее — Доктрина-2010) [3]. Через 10 лет, 29 января 2020 года, утверждается новая Доктрина обеспечения продовольственной безопасности (далее — Доктрина-2020) [4], в которой не только подводятся итоги реализации мер принятой в 2010 году Доктрины, но и намечаются новые векторы развития страны, направленные на обеспечение продовольственной безопасности.
Целью данной статьи является сравнительный анализ важнейших положений, регламентированных в Доктринах 2010 и 2020 годов, а также выявление основных направлений государственной политики, необходимой для решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности.