Интернет-маркетинг прочно вошел в жизнь современных компаний. Под интернет-маркетингом понимают любую деятельность в рамках рынка, направленную на продвижение товаров, услуг и работ от производителя к потребителю с помощью комплекса мер в сети Интернет [2].
В последние годы мировой рынок интернет-маркетинга показывает стабильный рост по сравнению с традиционными маркетинговыми инструментами. На рис. 1 отражено соотношение темпов роста мирового рекламного рынка и интернет-рекламы.
Таким образом, рынок интернетмаркетинга в последние несколько лет растет темпами, которые фактически в 3 раза выше, чем рост общего рынка рекламы и маркетинга. Так, рынок интернет-маркетинга в 2016 г. вырос на 15,7 %, в то время как общий рост рынка составил всего 5,7 % [1].
Если же говорить о Российской Федерации, то интернет-реклама нашла широкое применение и среди российских рекламодателей. Так, согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств России, распределение рекламных бюджетов российских рекламодателей в различных сегментах за январь — сентябрь 2016 г. выглядит так, как показано на рис. 2.
Как видим, 39 % рекламных бюджетов направляются на продвижение в сети Интернет, большая доля, но не намного, только у телевидения. При этом темпы роста интернет-рекламы значительно превышают рост всего рекламного рынка и его отдельных инструментов. Так, за указанный период российский рынок интернетмаркетинга вырос на 24 %, в то время как рост всего рынка составил только 13 %. При этом рост распространения интернет-рекламы в России превышает и общемировой уровень. К тому же эксперты полагают, что уже в 2017–2018 гг. объем российского рынка интернет-рекламы может превысить объем рекламы на телевидении.
Рост популярности Интернет-маркетинга связан со следующими факторами:
— рост пользователей интернета во всем мире (на середину 2016 г. число пользователей Интернета во всем мире насчитывало около 3,5 млрд чел., это фактически половина жителей Земли, в России же аудитория интернет-пользователей на начало 2017 г. составляет около 84 млн чел., т. е. 70,4 % от всего населения (проникновение же Интернета в среду возрастной группы от 16 до 29 лет — 97 %). Таким образом, маркетинг приходит туда, где потенциальные потребители общаются и проводят свое время [6]; Интернет позволяет проводить сегментирование клиентов по различным признакам (например, местоположение, поисковые запросы и т. д.) и определять потребности каждой из групп клиентов, что может быть использовано для персонификации маркетинговых предложений;