По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Основные государственные гарантии по оплате труда работников: анализ законодательства и судебной практики

Соколенко Н.Н. канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет», E-mail: nat.sokolenko2014@yandex.ru

Согласно данным судебной статистики о работе судов общей юрисдикции, при рассмотрении гражданских дел самое большое количество поступивших трудовых споров из года в год — об оплате труда. Вызвано это, по оценке автора, несовершенством положений Трудового кодекса РФ, касающихся гарантий в этой сфере, и, как следствие, трудностями в правоприменении, что, в свою очередь, влечет отсутствие единообразия судебной практики.

Литература:

1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. — М., 2008. — 959 с.

2. Зорина О.О. Механизм реализации социальной функции трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. — 2016. — №2. — С. 5–8.

3. Поваренков А.Ю. Правовые вопросы обеспечения получения заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя // Налоги. — 2010. — № 10. — С. 12–15.

Современное российское трудовое законодательство содержит положения, закрепляющие ряд социально-правовых гарантий для работника, в том числе по оплате труда. Однако они ограничиваются закреплением основных принципов начисления и выплаты заработной платы, установлением минимальных гарантий по заработной плате, а также основ по определению условий и порядка оплаты труда.

В связи с указанным немаловажным является вопрос реализации гарантий, закрепленных в ст. 130 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

***

В первую очередь это обеспечение оплаты труда в размере не ниже минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) (абз. 1 ст. 130 ТК РФ). Представляется, что ее следует понимать следующим образом: заработок работника, который выполнил свои обязанности за месячный период в полном объеме, не должен быть ниже установленного законодателем минимального размера оплаты труда по стране (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Вместе с тем данная гарантия может быть повышена в том или ином субъекте принятым в установленном законом порядке региональным соглашением, соблюдение которого должно быть обеспечено для всех работников на территории соответствующего субъекта, кроме тех, которые осуществляют трудовые функции в организациях, получающих финансирование из бюджета РФ.

Так, в Краснодарском крае на 2022– 2024 гг. определен МРОТ на уровне 1,05, установленном федеральным законом, при этом он не включает в свой состав выплаты компенсационного, стимулирующего и иного социального характера (решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.12.2021 № 11–1 «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2022–2024 годы»).

Вопросы, связанные с применением гарантии об установлении заработной платы не ниже МРОТ, поднимаются уже довольно длительное время, тем не менее это не исключает наличия ряда проблем при ее реализации.

Так, Конституционный Суд РФ в постановлении № 40-П дал свое толкование вопросам соотношения МРОТ и заработной платы: при установлении заработной платы в размере МРОТ нужно учитывать невозможность включения в такую сумму компенсационных выплат, что в противном случае позволило бы говорить о несоразмерности условий труда работников, а также несправедливом ограничении их трудовых прав в случае выполнении ими труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Данные факторы нарушали бы объективные критерии установления заработной платы. Более того, это можно было бы считать попиранием неотчуждаемых конституционных прав граждан (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) и основных общепризнанных принципов права (равенство и справедливость). К сожалению, Конституционный Суд РФ ничего не сказал о возможности включения в МРОТ стимулирующих выплат, в связи с чем приходится руководствоваться разъяснениями Минтруда России, а также сложившейся на сегодня судебной практикой, которая, на наш взгляд, идет в разрез с законными интересами работников.

Для Цитирования:
Соколенко Н.Н., Основные государственные гарантии по оплате труда работников: анализ законодательства и судебной практики. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: