Современное российское трудовое законодательство содержит положения, закрепляющие ряд социально-правовых гарантий для работника, в том числе по оплате труда. Однако они ограничиваются закреплением основных принципов начисления и выплаты заработной платы, установлением минимальных гарантий по заработной плате, а также основ по определению условий и порядка оплаты труда.
В связи с указанным немаловажным является вопрос реализации гарантий, закрепленных в ст. 130 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).
***
В первую очередь это обеспечение оплаты труда в размере не ниже минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) (абз. 1 ст. 130 ТК РФ). Представляется, что ее следует понимать следующим образом: заработок работника, который выполнил свои обязанности за месячный период в полном объеме, не должен быть ниже установленного законодателем минимального размера оплаты труда по стране (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Вместе с тем данная гарантия может быть повышена в том или ином субъекте принятым в установленном законом порядке региональным соглашением, соблюдение которого должно быть обеспечено для всех работников на территории соответствующего субъекта, кроме тех, которые осуществляют трудовые функции в организациях, получающих финансирование из бюджета РФ.
Так, в Краснодарском крае на 2022– 2024 гг. определен МРОТ на уровне 1,05, установленном федеральным законом, при этом он не включает в свой состав выплаты компенсационного, стимулирующего и иного социального характера (решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.12.2021 № 11–1 «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2022–2024 годы»).
Вопросы, связанные с применением гарантии об установлении заработной платы не ниже МРОТ, поднимаются уже довольно длительное время, тем не менее это не исключает наличия ряда проблем при ее реализации.
Так, Конституционный Суд РФ в постановлении № 40-П дал свое толкование вопросам соотношения МРОТ и заработной платы: при установлении заработной платы в размере МРОТ нужно учитывать невозможность включения в такую сумму компенсационных выплат, что в противном случае позволило бы говорить о несоразмерности условий труда работников, а также несправедливом ограничении их трудовых прав в случае выполнении ими труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Данные факторы нарушали бы объективные критерии установления заработной платы. Более того, это можно было бы считать попиранием неотчуждаемых конституционных прав граждан (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) и основных общепризнанных принципов права (равенство и справедливость). К сожалению, Конституционный Суд РФ ничего не сказал о возможности включения в МРОТ стимулирующих выплат, в связи с чем приходится руководствоваться разъяснениями Минтруда России, а также сложившейся на сегодня судебной практикой, которая, на наш взгляд, идет в разрез с законными интересами работников.