По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311.1

Основные факторы, влияющие на снижение энергоемкости железнодорожного транспорта

С. В. Заренков канд. техн. наук, директор ООО «Техносканер», 644007, г. Омск, ул. Октябрьская, д. 159, помещение 25П, e-mail: svz-05@mail.ru

В статье рассматриваются факторы, влияющие на снижение энергоемкости железнодорожного транспорта, при определении которого учитывается потребление всех видов топлива и энергии по всем направлениям расхода, включая отопление, вентиляцию, водоснабжение, потери в сетях, независимо от источников энергоснабжения. Приведен анализ энергетических аудитов отраслевых предприятий железнодорожного транспорта, который позволил выявить наиболее значимые факторы. Показано, что применение нового критерия оценки энергоемкости транспорта электрической энергии (г.у.т/кВт∙ч) вместо процентов потерь (%) позволяет наглядно и однозначно оценивать альтернативные варианты энергоснабжения.

Литература:

1. Энергетическая стратегия холдинга ОАО «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года. – М., 2016.

2. Богданов А. Б. Высокая энергоемкость – бич российской энергетики // Тепловая энергетика. – 2014. – № 3 (12). – С. 6–9.

3. Богданов А. Б. ЧВЭ и ЧНЭР в электросетевом комплексе России. Ч. 3 // Теплоэнергоэффективные технологии. – 2011. – № 3 (63). – С. 17–30.

4. Шевкоплясов П. М. Определение количества активов и показателей надежности при регулировании деятельности электросетевых предприятий // Энергорынок. – 2011. – № 1. – С. 40–45.

5. Шевкоплясов П. М. Ценообразование на рынках энергии. Глобальные проблемы. Реальные решения: учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб.: ПЭИПК, 2008. – 396 с.

Железнодорожный транспорт является одним из наиболее энергоемких потребителей, действующих на энергетическом рынке России, ежегодно потребляя 5–6 % вырабатываемой в стране электроэнергии. При этом доля затрат на приобретение электрической энергии в эксплуатационных расходах ОАО «Российские железные дороги» составляет более 8 %.

Увеличение доли затрат на электрическую энергию в общей стоимости выпускаемой продукции за последние годы заставило железнодорожников пересмотреть свое отношение к вопросу рационального потребления электрической энергии.

В соответствии с «Энергетической стратегией холдинга “Российские железные дороги” на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г.» одним из главных целевых ориентиров является снижение энергоемкости перевозочного процесса, оптимизация затрат в стационарной энергетике, расширение использования альтернативных и возобновляемых ресурсов.

Энергоемкость перевозочного процесса – показатель, характеризующий расход энергии на измеритель перевозочной работы. При определении энергоемкости учитывается потребление всех видов топлива и энергии по всем направлениям расхода, включая отопление, вентиляцию, водоснабжение, потери в сетях, независимо от источников энергоснабжения. При расчете энергоемкости перевозочного процесса в стоимостном выражении топливо и энергия оцениваются по действующим ценам и тарифам. Снижение энергоемкости перевозочного процесса – важное направление интенсификации железнодорожного транспорта и ресурсосбережения – достигается осуществлением системы технических, технологических, организационных, экономических и воспитательных мер, направленных на всемерное совершенствование перевозочного процесса и потребления энергии.

Решающее значение для снижения энергоемкости перевозочного процесса на железнодорожном транспорте имеет коренная реконструкция топливно-энергетического комплекса, широкое применение энергосберегающих технологий. В современных условиях роста стоимости и даже дефицита топливноэнергетических ресурсов особую актуальность приобретает оценка энергетической эффективности промышленных технологий. Расход энергии является универсальным показателем, определяющим в конечном итоге эффективность всего производства. В промышленно развитых странах Запада энергетический анализ перестал быть прерогативой только исследователей, превратившись в действенный механизм, способствующий становлению энергосберегающих технологий, стимулирующий более эффективное использование энергоресурсов.

Для Цитирования:
С. В. Заренков, Основные факторы, влияющие на снижение энергоемкости железнодорожного транспорта. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: