Железнодорожный транспорт является одним из наиболее энергоемких потребителей, действующих на энергетическом рынке России, ежегодно потребляя 5–6 % вырабатываемой в стране электроэнергии. При этом доля затрат на приобретение электрической энергии в эксплуатационных расходах ОАО «Российские железные дороги» составляет более 8 %.
Увеличение доли затрат на электрическую энергию в общей стоимости выпускаемой продукции за последние годы заставило железнодорожников пересмотреть свое отношение к вопросу рационального потребления электрической энергии.
В соответствии с «Энергетической стратегией холдинга “Российские железные дороги” на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г.» одним из главных целевых ориентиров является снижение энергоемкости перевозочного процесса, оптимизация затрат в стационарной энергетике, расширение использования альтернативных и возобновляемых ресурсов.
Энергоемкость перевозочного процесса – показатель, характеризующий расход энергии на измеритель перевозочной работы. При определении энергоемкости учитывается потребление всех видов топлива и энергии по всем направлениям расхода, включая отопление, вентиляцию, водоснабжение, потери в сетях, независимо от источников энергоснабжения. При расчете энергоемкости перевозочного процесса в стоимостном выражении топливо и энергия оцениваются по действующим ценам и тарифам. Снижение энергоемкости перевозочного процесса – важное направление интенсификации железнодорожного транспорта и ресурсосбережения – достигается осуществлением системы технических, технологических, организационных, экономических и воспитательных мер, направленных на всемерное совершенствование перевозочного процесса и потребления энергии.
Решающее значение для снижения энергоемкости перевозочного процесса на железнодорожном транспорте имеет коренная реконструкция топливно-энергетического комплекса, широкое применение энергосберегающих технологий. В современных условиях роста стоимости и даже дефицита топливноэнергетических ресурсов особую актуальность приобретает оценка энергетической эффективности промышленных технологий. Расход энергии является универсальным показателем, определяющим в конечном итоге эффективность всего производства. В промышленно развитых странах Запада энергетический анализ перестал быть прерогативой только исследователей, превратившись в действенный механизм, способствующий становлению энергосберегающих технологий, стимулирующий более эффективное использование энергоресурсов.