По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Основные этапы международных закупок в условиях санкций

Вадим Некрасов заместитель генерального директора по снабжению и логистике Юговского комбината молочных продуктов, Пермь

В настоящей статье описываются основные аспекты процесса приобретения компанией из‑за рубежа оборудования или любого другого товара в промышленных масштабах. На конкретных примерах рассматриваются процедура поиска поставщика, коммуникации с поставщиком, определение взаимной заинтересованности и принятие решения о сотрудничестве, подготовка и подписание контракта, выбор способа, механики и осуществление факта оплаты, процесс поставки и логистики, таможенное оформление.

ДОСЬЕ

Вадим Некрасов — эксперт с более чем пятнадцатилетним опытом работы в сфере закупок и логистики и десятилетним опытом ВЭД в крупных федеральных компаниях. Заместитель генерального директора по снабжению и логистике Юговского комбината молочных продуктов — одного из крупнейших производителей сыра и лидера по переработке молока в России. Профессионал в области управления цепями поставок.

Поиск и последующее приобретение сырья, ингредиентов, товаров, оборудования, запчастей и прочих товаров — это то, с чем сталкивается каждая компания. Чтобы любая торговая, производственная или иной направленности компания в РФ могла стабильно осуществлять свою деятельность, необходима четко отлаженная система поставок, которая еще несколько месяцев назад отлично функционировала на основе стабильных международных связей. Теперь, в изменившейся ситуации, значительно трансформировалась.

Поиск поставщика — самый творческий и длительный этап, который обычно занимает от месяца до полугода. Важно использовать все возможные каналы: Интернет и специализированные платформы, выставки, связи и знакомства, весь накопленный опыт.

С поиском альтернативного товара за рубежом я впервые столкнулся в 2014 г., когда Россия ввела ответные санкции против ЕС. Тогда встал вопрос о том, где покупать масло, которое мы использовали на постоянной основе более трех лет. Начиная с 2010 г. наша компания закупала масло жирностью 82,5 % у трех основных поставщиков: в Германии, Чехии или Польше. Выбор поставщика в каждом конкретном случае зависел от качества продукции и условий производителя. В 2014 г. все изменилось и нам пришлось посмотреть в сторону Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии. Выбор пал на Аргентину.

Когда поставки были налажены, вторым масштабным внешнеэкономическим проектом для меня стал поиск упаковки для ультрапастеризованного молока в качестве альтернативы Tetra Pak, причем в максимально сжатые сроки. Причиной для этого послужила позиция компании Tetra Pak, изменившей условия контракта не в нашу пользу, что вело к разрыву текущего контракта и необходимости найти упаковку, альтернативную существующей, но от другого поставщика. На тот момент доля рынка компании Tetra Pak в РФ составляла почти 90 %, фактически она являлась монополистом рынка упаковки для ультрапастеризованного молока в РФ. По этой причине альтернативного производителя необходимо было искать за пределами РФ. Как итог, в 2016 г. был найден производитель в Китае, проведены переговоры, заключен контракт и осуществлена первая поставка по морю. По закупленной упаковке были проведены лабораторные исследования как в независимой лаборатории, так и в лаборатории Tetra Pak, результаты которых подтвердили, что качество упаковки, которую нам удалось закупить в Китае, на 30 % выше. Кроме этого, даже несмотря на высокую стоимость доставки из Шанхая, это решение обеспечило компании экономию в размере 25 % от суммы контракта. А уже в 2020 г. я стал специализироваться на поиске оборудования, запчастей, ингредиентов и сырья именно за рубежом: в Швейцарии, Германии, Дании, Франции, Бельгии, Голландии, Австрии, Аргентине и Уругвае, Южой Корее, Китае и других странах. Понимание об основных этапах процесса закупок из‑за рубежа, которые мне удалось выделить за 10 лет и которые рассматриваются в этой статье, помогли нашей компании не только сохранить в условиях санкций текущие контракты в силе, но и быстро найти новых поставщиков, а также адаптироваться к изменениям, которые произошли в 2022 г.

Для Цитирования:
Вадим Некрасов, Основные этапы международных закупок в условиях санкций. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: