Глюкокортикостероиды (ГКС) занимают особое место среди препаратов, используемых врачами. Эти препараты обладают разносторонним действием на организм, многие элементы которого до конца не выяснены. Высокая биологическая активность глюкокортикостероидов позволяет использовать их в наиболее тяжелых клинических ситуациях. Нередко они включаются в комплекс экстренных мер помощи при неотложных состояниях. Тем не менее многие аспекты применения ГКС остаются спорными. Именно отсутствие специфичности действия ГКС создает определенные трудности при их использовании в клинике. Несвоевременное и неправильное назначение глюкокортикоидных препаратов может не только резко изменить качество и образ жизни больного, но и привести к появлению большого количества побочных эффектов. За последние годы проведено большое количество контролируемых клинических исследований эффективности и безопасности глюкокортикостероидов при различных видах патологии.
В коре надпочечников синтезируются более 40 различных гормонов, называемых кортикостероидами, или кортикоидами. Кортикостероиды включают две большие группы гормонов — глюкокортикостероиды и минералокортикоиды. Основные глюкокортикостероиды, синтезируемые в организме человека, — гидрокортизон и кортизон, а минералокортикоид — альдостерон. Глюкокортикоиды секретируются в пучковой и сетчатой зонах коры надпочечника и вовлечены в регуляцию широкого спектра функций поддержания гомеостаза, включая регуляцию энергетического обеспечения и модуляцию иммунного ответа. У кортикостероидов (КС) имеется два основных эффекта: минералокортикоидный и глюкокортикоидный. Глюкокортикоидные и минералокортикоидные свойства отдельных КС приблизительно противоположны: т. е. КС с выраженными глюкокортикоидными эффектами должны вводиться в очень высоких дозах, чтобы получить минералокортикоидный эффект, и наоборот. Глюкокортикоидное действие альдостерона практически равно нулю.
Водно-электролитный баланс
Длительное назначение препаратов этой группы приводит к реализации их минералокортикоидной активности (замедляется выделение из организма натрия и воды в результате увеличения реабсорбции в дистальных почечных канальцах, усиливается выведение калия) (рис. 1). Эти эффекты более присущи природным глюкокортикостероидам (кортизону и гидрокортизону), менее — полусинтетическим (преднизону, преднизолону, метилпреднизолону). Фторированные препараты триамцинолон, дексаметазон и бетаметазон минералокортикоидной активности не имеют. Задержка ионов натрия в организме вызывает постепенное увеличение объема циркулирующей крови и повышение артериального давления. Увеличение экскреции калия с мочой может проявиться мышечной слабостью, утомляемостью, возможны ослабление сократительной способности миокарда, нарушения ритма. ГКС имеют тенденцию вызывать отрицательный баланс кальция в организме, снижая всасывание кальция из желудочно-кишечного тракта и повышая его экскрецию почками, что может вызвать гипокальциемию и гиперкальциурию. При длительном назначении ГКС нарушение обмена кальция вкупе с распадом белкового матрикса в костной ткани приводит к развитию остеопороза.