По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01 DOI:10.33920/med-17-2509-02

Основные аспекты учета и внутреннего контроля лекарственных средств в бюджетных учреждениях

Любовь Александровна Чайковская д-р экон. наук, профессор Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, ORCID: 0000-0002-1292-402X, chaik4@yandex.ru

В условиях современного здравоохранения успешная работа бюджетных учреждений во многом определяется эффективным управлением материальными ресурсами, важнейшее место среди которых занимают лекарственные средства. Их учет и внутренний контроль являются ключевыми элементами бухгалтерской деятельности, обеспечивающими контроль за движением и сохранностью материальных запасов, рациональное расходование бюджетных средств и соблюдение установленных законодательством норм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения рационального использования бюджетных средств и строгого контроля за движением лекарственных средств в бюджетных учреждениях. При осуществлении исследования использовались следующие методы: анализ и синтез, сравнение, логический и системный подходы. В рамках статьи рассмотрены некоторые особенности бухгалтерского учета лекарственных средств, а также изменения в бюджетном учете, которые вступят в силу с 2026 года. Сделан вывод, что грамотно организованный бухгалтерский учет лекарственных средств в бюджетных учреждениях играет ключевую роль в обеспечении эффективной работы и рационального расходования финансовых ресурсов. Он не только позволяет обеспечить соответствие деятельности требованиям законодательства и нормативных актов, включая правила предметно-количественного учета, но и способствует рациональному использованию выделенных бюджетных средств. В отношении внутреннего контроля следует отметить, что на сегодняшний день он постепенно утрачивает разовый характер и приобретает форму непрерывного процесса, становясь неотъемлемым элементом системы управления. Результаты исследования будут интересны практикующим специалистам в области бухгалтерского учета бюджетных учреждений, а также научному сообществу, занимающемуся исследованиями в сфере здравоохранения.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

2. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

3. Приказ Минфина России от 30.08.2024 № 121н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов”».

4. Приказ Минфина России от 20.09.2024 № 132н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “План счетов бюджетного учета”».

5. Приказ Минздрава России от 29.04.2025 № 260н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств для медицинского применения».

6. Приказ Минздрава России от 17.06.2013 № 378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения».

7. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

8. Приказ Минздрава России от 01.09.2023 № 459н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету».

9. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н (ред. от 14.02.2025) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”».

10. Чурилов М.Ю. Федеральный стандарт внутреннего контроля: новые требования с 2026 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.budgetnik.ru/art/105160-federalnyy-standart-vnutrennego-kontrolya-novye-trebovaniya-s-2026-goda?ysclid=meh7kqrxl9820451795 (дата обращения: 18.08.2025).

1. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 01.12.2010 № 157n “On approval of the Unified Chart of Accounts for government bodies (government agencies), local government bodies, governing bodies of state extra-budgetary funds, state academies of sciences, state (municipal) institutions and the Instructions for its application”.

2. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 16.12.2010 № 174n “On approval of the Chart of Accounts for budgetary institutions and the Instructions for its application”.

3. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 30.08.2024 № 121n “On approval of the federal standard for accounting of public finances “Unified Chart of Accounts for Accounting of Public Finances”.

4. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 20.09.2024 № 132n “On approval of the federal standard of accounting for public finances “Chart of accounts for budgetary accounting”.

5. Order of the Ministry of Health of Russia № 260n dated 29.04.2025 is called “On approval of the rules for storing medicines for medical use”.

6. Order of the Ministry of Health of Russia dated 17.06.2013 № 378n “On approval of the rules for registering transactions related to the circulation of medicines for medical use included in the list of medicines for medical use subject to subject-quantitative accounting, in special journals for recording transactions related to the circulation of medicines for medical use, and the rules for maintaining and storing special journals for recording transactions related to the circulation of medicines for medical use”.

7. Federal Law dated 12.04.2010 No. 61-FZ “On the circulation of medicines”.

8. Order of the Ministry of Health of Russia dated 01.09.2023 № 459n “On approval of the list of medicines for medical use subject to subject-quantitative accounting”.

9. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 30.12.2017 № 274n (as amended on 14.02.2025) “On approval of the federal accounting standard for public sector organizations “Accounting policy, estimated values and errors”.

10. Churilov M.Yu. Federal standard of internal control: new requirements from 2026 [Electronic resource]. — URL: https://www.budgetnik.ru/art/105160-federalnyy-standart-vnutrennego-kontrolya-novye-trebovaniya-s-2026-goda?ysclid=meh7kqrxl9820451795 (date of access: 18.08.2025).

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения рационального использования бюджетных средств и строгого контроля за движением лекарственных средств в бюджетных учреждениях.

Цель исследования: проанализировать механизмы учета и внутреннего контроля лекарственных средств в бюджетных учреждениях для обеспечения соответствия нормативным требованиям.

Задачи исследования: исследование основных аспектов учета и внутреннего контроля лекарственных средств в бюджетных учреждениях.

Материалы и методы исследования. При проведении исследования применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, логический и системный подходы.

В бюджетных учреждениях бухгалтерский учет является важным инструментом планирования, прогнозирования и стратегического управления, так как обеспечивает контроль за целевым расходованием средств и оценку их эффективности. Данные бухгалтерского учета и отчетности бюджетных учреждений позволяют сформировать представление не только о финансово-хозяйственном положении самой организации, но и о динамике развития всей бюджетной отрасли в целом. При этом в медицинских организациях он организуется в соответствии со строгими нормативными требованиями и установленными регламентами. В отличие от коммерческих организаций, такие учреждения действуют в условиях ограниченной автономии и преимущественно оказывают медицинские услуги на бесплатной основе.

В процессе оказания медицинской помощи лекарственные средства используются для диагностики и лечения заболеваний. Они могут приобретаться за счет средств бюджета или средств обязательного медицинского страхования. Их учет в бюджетных учреждениях регламентирован нормативными актами, и в некоторых случаях требуется вести предметно-количественный учет.

Лекарственные средства представляют собой особую категорию материальных запасов, учет которой регулируется не только Министерством финансов, но и Министерством здравоохранения. Далее рассмотрим подробно сущность лекарственных средств. Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», «лекарственные средства — вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (кроме веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий».

Для Цитирования:
Любовь Александровна Чайковская, Основные аспекты учета и внутреннего контроля лекарственных средств в бюджетных учреждениях. Бухучет в здравоохранении. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: