По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Осмысление кризиса культуры в работах авторов «философии жизни» и классического психоанализа

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: Anna_Kostina@inbox.ru

В статье показано, что представления о кризисе культуры в работах представителей и «философии жизни», и классического психоанализа существенно различаются. Несмотря на общую позицию в отношении разума, который отвергается ими как уступающий свое значение «вживанию, вчувствованию и постижению жизни жизнью», восприятие кризиса культуры данными философами трактуется различным образом. Данный материал представляет интерес в рамках курсов, связанных с теорией, философией и методологией культуры, как содержащий в концентрированном виде теоретические и методологические позиции Ф. Ницше, О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета, З. Фрейда.

Литература:

1. Аверинцев С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // ЛИТМИР. Электронная библиотека. — URL: https://www.litmir.me/br/?b=249772&p=1.

2. Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М., 1995.

3. Лейбин В. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. — М., 1990.

4. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. — Т. 1. — М., 1990.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия. Культура. — М., 1991.

6. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд. Избранное. — М., 1989.

7. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — URL: https://www.litmir.me/ br/?b=116381&p=1.

8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. — М., 2019.

9. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. — М., 1911.

10. Шпенглер О. Закат Европы. — URL: https://www.litmir.me/br/?b=102667&p=1.

11. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. Translated from the German under the General Editorship of James Strachey. In collaboration with Anna Freud. Assisted by Alix Strachey and Alan Tyson, 24 volumes. Vintage, 1999.

Наиболее ярко эти нигилистические представления отразил Ницше, который подверг сомнению ценность двух основ классической европейской культуры — Античности и христианства. Две эти темы были неслучайными в творчестве Ф. Ницше. Интерес к проблеме христианства обусловлен тем, что отец Ницше был священником. Интерес к Античности определяется тем, что Ницше получил классическое филологическое образование и был очень хорошо знаком с античными текстами. Тем не менее Ницше низвергает эти доминанты своей жизни.

В своем труде «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» Ф. Ницше показывает, что Античность не была такой цельной и гармоничной, какой ее представляли просветители. Философ показывает, что она была противоречивой, имеющей два противодействующих начала: аполлоническое и дионисийское. В честь победы Аполлона — бога Солнца, покровителя искусств, воплощающего гармонию и меру, — над змеем Пифием устраивались Пифийские игры, где состязались арфисты и кифареды. Если Аполлон воплощал культурное состояние человека, то его возврат к природе, где отсутствуют культурные запреты и господствуют инстинкты, олицетворял бог Дионис, в честь которого устраивались буйные дионисийские оргии. Мир богов и мир титанов, мир совершенной гармонии и мир всеобъемлющей стихии жизни сошлись в искусстве трагедии, возрождающей миф о Дионисе. В трагедии в последний раз звучит музыка древнего мифа, воплощающего идею единства всего существующего и возможности «разрушения заклятия индивидуации, как предчувствие вновь восстановленного единства» [4, c. 94].

Итак, аполлоническая составляющая мира Античности связана с богом Аполлоном, воплощающим культуру. Дионисийская составляющая связана с богом Дионисом, с его природной стихией. Эти начала во всем были противоположны, и это рождало противоречия. Ф. Ницше показывает, что эти два начала развивались независимо друг от друга и их столкновение привело к появлению трагедии.

Ницше показывает, что гармоническое начало было присуще античной культуре до Сократа, когда она развивалась естественно и не была загнана ни в какие теоретические или философские рамки. Первым философом, который рационализировал процессы, происходящие в культуре, был Сократ. Он попытался придать этому естественному спонтанному развитию форму учения, и за это Ницше назвал Сократа первым декадентом (от «декаданс» — «разрушение»). Сократ «высушил», превратил в учение живые процессы в культуре, как считал Ф. Ницше.

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Осмысление кризиса культуры в работах авторов «философии жизни» и классического психоанализа. Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: