Наиболее ярко эти нигилистические представления отразил Ницше, который подверг сомнению ценность двух основ классической европейской культуры — Античности и христианства. Две эти темы были неслучайными в творчестве Ф. Ницше. Интерес к проблеме христианства обусловлен тем, что отец Ницше был священником. Интерес к Античности определяется тем, что Ницше получил классическое филологическое образование и был очень хорошо знаком с античными текстами. Тем не менее Ницше низвергает эти доминанты своей жизни.
В своем труде «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» Ф. Ницше показывает, что Античность не была такой цельной и гармоничной, какой ее представляли просветители. Философ показывает, что она была противоречивой, имеющей два противодействующих начала: аполлоническое и дионисийское. В честь победы Аполлона — бога Солнца, покровителя искусств, воплощающего гармонию и меру, — над змеем Пифием устраивались Пифийские игры, где состязались арфисты и кифареды. Если Аполлон воплощал культурное состояние человека, то его возврат к природе, где отсутствуют культурные запреты и господствуют инстинкты, олицетворял бог Дионис, в честь которого устраивались буйные дионисийские оргии. Мир богов и мир титанов, мир совершенной гармонии и мир всеобъемлющей стихии жизни сошлись в искусстве трагедии, возрождающей миф о Дионисе. В трагедии в последний раз звучит музыка древнего мифа, воплощающего идею единства всего существующего и возможности «разрушения заклятия индивидуации, как предчувствие вновь восстановленного единства» [4, c. 94].
Итак, аполлоническая составляющая мира Античности связана с богом Аполлоном, воплощающим культуру. Дионисийская составляющая связана с богом Дионисом, с его природной стихией. Эти начала во всем были противоположны, и это рождало противоречия. Ф. Ницше показывает, что эти два начала развивались независимо друг от друга и их столкновение привело к появлению трагедии.
Ницше показывает, что гармоническое начало было присуще античной культуре до Сократа, когда она развивалась естественно и не была загнана ни в какие теоретические или философские рамки. Первым философом, который рационализировал процессы, происходящие в культуре, был Сократ. Он попытался придать этому естественному спонтанному развитию форму учения, и за это Ницше назвал Сократа первым декадентом (от «декаданс» — «разрушение»). Сократ «высушил», превратил в учение живые процессы в культуре, как считал Ф. Ницше.