Статья поступила 19.12.2019
Говоря о русской философии, традиционно вспоминают И.А. Ильина в качестве ее наиболее яркого представителя. Это справедливо. В данной работе мы постараемся рельефно осветить ряд сторон религиозно-философских воззрений этого мыслителя первой половины ХХ столетия с целью их систематизации для использования в дидактическом материале по учебной дисциплине «Религиозная философия». Основной работой И.А. Ильина, касающейся темы духовного опыта, являются «Аксиомы религиозного опыта», тем не менее эта же тема прямо или опосредованно затрагивается и в других трудах данного мыслителя.
Тема духовного религиозного опыта весьма непростая, поскольку его спецификой являются развитое понимание личности и сложность в объективных оценках. Между тем сформированное и осмысленное представление о личности есть характерная черта религиозного мировоззрения вообще. В истории человечества длительное время не было понятия личности. Особенно это касалось тех общностей, которые пребывали в родоплеменных отношениях. «Всемогущая коллективная установка создала, так сказать, невозможность всякой объективной психологической оценки индивидуальных различий, равно как и вообще научного объективирования индивидуальных психологических процессов» [10, с. 37]. В Древнем мире отдельно взятым человеком общество легко жертвовало, если считало это необходимостью ради коллективного интереса. Так, обесчещенная женщина в Античном мире обязывалась к суициду. Барбара Картленд пишет: «Племенной моральный кодекс был суровым. Оставшиеся мужчины не смели тронуть жену солдата, а если решались на это, женщина добровольно лишала себя жизни» [8, с. 50]. Об этом же правиле пишет Августин Блаженный в 19-й главе книги «О граде Божием», рассматривая трагический эпизод с Лукрецией на заключительном этапе периода царей в Древнем Риме [1]. Сам же этот исторический случай описан в трудах Плутарха и Тита Ливия. В 325 г. на Первом Вселенском соборе в Никее это правило было осуждено и решено, что греховно обязывать человека к суициду. Так или иначе, но в дохристианском мире ценность человеческой жизни определялась той ролью, которую индивид выполнял в общине. Отсюда и греческое слово «личина», и латинское слово persona в античный период имели значение маски.