По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141.412 DOI:10.33920/nik-01-2105-02

Осмысление духовного опыта в христианстве в трудах И.А. Ильина

Панищев Алексей Леонидович АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д. 20, E-mail: alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

Данная статья посвящена теме духовного опыта в трудах русского философа И.А. Ильина. В книгах этого мыслителя подчеркивается, что духовный опыт субъективен, уникален и индивидуален, что определяет личность в человеке. Эти идеи согласуются с тем, что чертой религиозного мировоззрения является сформированность понятия личности. Между тем для постиндустриального и информационного общества факторы, формирующие в человеке личность, очень важны, тем более в современном мире основной функциональной единицей социальных отношений является отдельно взятый человек.

Литература:

1. Аврелий Августин. О граде Божьем [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/ (дата обращения: 01.12.2021).

2. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие / Платон, Архимандрит. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. — 240 с.

3. Герулайтис Н.А. О месте человека в философском миросозерцании Ильина [Электронный ресурс]. — URL: http://liber.rsuh.ru/Conf/Tipologiya/gerulaitis.htm (дата обращения: 01.12.2021).

4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. — М.: АСТ, 2002. — 586 с.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин // Собрание сочинений в 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4. — С. 149–414.

6. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве / И.А. Ильин // Собрание сочинений в 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4. — С. 47–143.

7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. — 304 с.

8. Картленд Б. Таинство любви сквозь призму истории / Б. Картленд. — М., 2000. — 272 с.

9. Панищев А.Л. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в воззрениях В.С. Соловьева и И.А. Ильина / А.Л. Панищев. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2007. — 128 с.

10. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. — СПб.: Ювента; М.: Пресс-Универс, 1995. — С. 725.

1. Avreliy Avgustin. O grade Bozh'yem [Elektronnyy resurs]. — URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/ (Data obrashcheniya 01.12.2021).

2. Arkhimandrit Platon. Pravoslavnoye nravstvennoye bogosloviye / Platon, Arkhimandrit. — Svyato-Troitskaya Sergiyeva lavra, 1994. — 240 s.

3. Gerulaytis N.A. O meste cheloveka v filosofskom mirosozertsanii Il'ina [Elektronnyy resurs]. — URL: http://liber.rsuh.ru/Conf/Tipologiya/gerulaitis.htm (Data obrashcheniya 01.12.2021).

4. Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta / I.A. Il'in. — M.: AST, 2002. — 586 s.

5. Il'in I.A. O sushchnosti pravosoznaniya / I.A. Il'in // Sobraniye sochineniy v 10 t. — M.: Russkaya kniga, 1993. — T. 4. — S. 149–414.

6. Il'in I.A. Obshche ucheniye o prave i gosudarstve / I.A. Il'in // Sobraniye sochineniy v 10 t. — M.: Russkaya kniga, 1993. — T. 4. — S. 47–143.

7. Inozemtsev V.L. Sovremennoye postindustrial'noye obshchestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy / V.L. Inozemtsev. — M.: Logos, 2000. — 304 s.

8. Kartlend B. Tainstvo lyubvi skvoz' prizmu istorii / B. Kartlend. — M., 2000. — 272 s.

9. Panishchev A.L. Problema sootnosheniya nravstvennogo i pravovogo soznaniya v vozzreniyakh V.S. Solov'yova i I.A. Il'ina / A.L. Panishchev. — M.: Izd-vo RGSU «Soyuz», 2007. — 128 s.

10. Yung K.G. Psikhologicheskiye tipy / K.G. Yung. — SPb.: Yuventa; M.: Press-Univers, 1995. — S. 725.

Статья поступила 19.12.2019

Говоря о русской философии, традиционно вспоминают И.А. Ильина в качестве ее наиболее яркого представителя. Это справедливо. В данной работе мы постараемся рельефно осветить ряд сторон религиозно-философских воззрений этого мыслителя первой половины ХХ столетия с целью их систематизации для использования в дидактическом материале по учебной дисциплине «Религиозная философия». Основной работой И.А. Ильина, касающейся темы духовного опыта, являются «Аксиомы религиозного опыта», тем не менее эта же тема прямо или опосредованно затрагивается и в других трудах данного мыслителя.

Тема духовного религиозного опыта весьма непростая, поскольку его спецификой являются развитое понимание личности и сложность в объективных оценках. Между тем сформированное и осмысленное представление о личности есть характерная черта религиозного мировоззрения вообще. В истории человечества длительное время не было понятия личности. Особенно это касалось тех общностей, которые пребывали в родоплеменных отношениях. «Всемогущая коллективная установка создала, так сказать, невозможность всякой объективной психологической оценки индивидуальных различий, равно как и вообще научного объективирования индивидуальных психологических процессов» [10, с. 37]. В Древнем мире отдельно взятым человеком общество легко жертвовало, если считало это необходимостью ради коллективного интереса. Так, обесчещенная женщина в Античном мире обязывалась к суициду. Барбара Картленд пишет: «Племенной моральный кодекс был суровым. Оставшиеся мужчины не смели тронуть жену солдата, а если решались на это, женщина добровольно лишала себя жизни» [8, с. 50]. Об этом же правиле пишет Августин Блаженный в 19-й главе книги «О граде Божием», рассматривая трагический эпизод с Лукрецией на заключительном этапе периода царей в Древнем Риме [1]. Сам же этот исторический случай описан в трудах Плутарха и Тита Ливия. В 325 г. на Первом Вселенском соборе в Никее это правило было осуждено и решено, что греховно обязывать человека к суициду. Так или иначе, но в дохристианском мире ценность человеческой жизни определялась той ролью, которую индивид выполнял в общине. Отсюда и греческое слово «личина», и латинское слово persona в античный период имели значение маски.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Осмысление духовного опыта в христианстве в трудах И.А. Ильина. Вопросы культурологии. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: