Хронический панкреатит (ХП) в последние десятилетия стал одним из наиболее распространенных гастроэнтерологических заболеваний, представляя собой значительную социально-экономическую проблему. Заболеваемость данным недугом демонстрирует тенденцию к росту, с показателями около 10 новых случаев на 100 тыс. населения ежегодно [1]. Более того, эта патология приводит к серьезным временным потерям трудоспособности — до 80% и значительной инвалидизации среди людей трудоспособного возраста — до 15% [2]. Несмотря на низкий уровень общей смертности (0,09 на 100 тыс. населения в год), осложненное течение заболевания наблюдается у 2/3 всех пациентов, причем около половины из них нуждаются в хирургическом лечении [3, 4].
На сегодняшний день в области оценки эффективности хирургического вмешательства при ХП существует множество противоречий. Современные исследования показывают, что хирурги чаще всего акцентируют внимание на технических аспектах операций, на времени пребывания пациентов в стационаре, а также на причинах, приводящих к послеоперационным осложнениям [5, 6]. Однако вопросы оценки качества жизни (КЖ), изменения в эндокринной и экзокринной функциях поджелудочной железы (ПЖ) и их влияние на общее состояние и социальную активность пациента остаются недостаточно изученными. В соответствии с новой парадигмой, уровень КЖ, связанный со здоровьем пациента, становится основополагающей целью лечения хронических заболеваний, которые не угрожают жизни [7, 8].
Оценка отдаленных результатов хирургического вмешательства открывает новое понимание эффективности лечения, поскольку это понятие охватывает как количественные, так и качественные показатели, такие как уровень боли и функциональное состояние ПЖ [9]. Одним из ключевых аспектов является оценка КЖ, что становится все более значимым для понимания успешности лечения. Основная цель заключается в том, чтобы не только проследить за клиническими исходами, но и определить влияние хирургического вмешательства на повседневную жизнь людей, страдающих от ХП, и насколько результаты лечения соответствуют ожиданиям пациентов и врачей [10]. Отсутствие общепринятой методики оценки результатов лечения представляет собой серьезную проблему в современной гепатопанкреатобилиарной хирургии [11].