Обеспечение полноценного личностного развития детей с лёгкой умственной отсталостью (ЛУО), сохранение и укрепление их психологического здоровья требует оптимизации практик их взаимодействия как со взрослыми, так и с ровесниками. Принципиально значимо, чтобы через регулярные интеракции с ближайшим окружением ребёнок получил возможность освоить социально одобряемые модели поведения, обрёл способность регулировать и контролировать свои действия, руководствуясь закреплёнными в обществе нормами и ценностными ориентирами. Однако при ЛУО спонтанный характер данного процесса, как правило, не обеспечивает ожидаемых эффектов. Необходимым является его целенаправленное сопровождение со стороны специалистов, использование ими средств коррекционного (психокоррекционного) воздействия с учётом структуры дефекта и особых образовательных потребностей (ООП) детей указанной нозологической группы, состав которой является гетерогенным.
Несомненно, конструктивное взаимодействие требует наличия в группе положительного социально-психологического микроклимата. Под влиянием которого складывается уважительное отношение к членам коллектива, оформляются общие интересы и формируется потребность в сотрудничестве, возникает удовлетворение от получения общего результата; происходит совершенствование способностей к оперированию средствами общения — на основе этических норм коммуникации. Это является значимым условием овладения младшими школьниками с ЛУО социальными компетенциями, обеспечивающими инкорпорацию в систему общественных отношений.
Социальная компетентность предполагает, помимо прочего, способность ребёнка к межличностному взаимодействию с ровесниками, выражаясь в умениях инициировать и поддерживать общение, договариваться, учитывать мнение партнёра по совместной деятельности, применять рациональные способы разрешения конфликтов, адаптировать поведение под воздействием сложившегося контекста дискурса и т. д. При умственной отсталости неполноценность данных умений обусловлена «социальным вывихом» (по Л.С. Выготскому) [1], спровоцированным первичным дефектом, что детерминирует возникновение вторичных и последующих нарушений. Их негативным результатом становится дисгармонизация личности и межличностных отношений.