По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376 DOI:10.33920/MED-12-2409-05

Ориентация психокоррекционных занятий на оптимизацию межличностного взаимодействия младших школьников с легкой умственной отсталостью

Четверикова Татьяна Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологического образования, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, https://orcid.org/0009-0000-5286-2460, e-mail: tata634518@mail.ru

Автор обращается к проблеме оптимизации межличностного взаимодействия младших школьников с лёгкой умственной отсталостью как важного условия укрепления и сохранения их психологического здоровья. Порождаемые первичным дефектом и «социальным вывихом» нарушения познавательной сферы обусловливают неэффективные социальные интеракции. Дети рассматриваемой категории испытывают потребности в овладении положительными поведенческими паттернами, основами психогигиенических знаний. Благодаря этому обеспечивается установление партнёрских отношений, осуществление совместной деятельности на паритетных началах, минимизация психотравмирующих ситуаций, формирование социальных компетенций, необходимых для инкорпорации в систему общественных отношений. В статье отражены результаты исследования, позволившие установить особенности межличностного взаимодействия школьников в составе пар, малых и больших групп. Отмечено, что наиболее успешно партнёрские отношения этих детей складываются при осуществлении совместной деятельности в диадах. Около четвёртой части от всех испытуемых продемонстрировали низкую степень готовности к межличностному взаимодействию с ровесниками в разных организационных формах. Сообщается, что часть школьников оперирует деструктивными поведенческими паттернами в виде физической и вербальной агрессии. Поведению отдельных детей присуща виктимность. В статье отмечено, что важная роль в оптимизации межличностного взаимодействия младших школьников с лёгкой умственной отсталостью принадлежит психокоррекционным занятиям. На основе данных, полученных по результатам реализации мониторинговой программы, автором представлены рекомендации относительно организации и проведения данных занятий специалистами дефектологического профиля. В структуре психокоррекционной работы выделены две основные содержательные линии. Они обусловлены спецификой профессиональных задач специалистов. Первая из них связана с формированием у детей положительного «Образа Я» (Я-концепции), вторая — «Образа Мы» (Мы-концепции). Отражены сведения о спектре средств, методов, приёмов, техник психокоррекционного воздействия, использование которых содействует оптимизации межличностного взаимодействия младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.

Литература:

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Москва: Юрайт. 2024. 332 с. [Vygotskij L. S. Osnovy defektologii. Moskva: Yurajt. 2024. 332 p. (In Russ.)].

2. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. Москва: Юрайт. 2024. 184 с. [Blonskij P.P. Psihologiya i pedagogika. Izbrannye trudy. Moskva: Yurajt. 2024. 184 p. (In Russ.)].

3. Русецкая Д.В. Обзор психокоррекционной работы с позиций мировых психологических направлений // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 97–99. [Ruseckaya D.V. Obzor psihokorrekcionnoj raboty s pozicij mirovyh psihologicheskih napravlenij // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel’nosti [Psychology and pedagogics in official activity]. 2020. No. 4. P. 97–99 (In Russ.)].

4. Проектирование содержания коррекционной работы на уровне основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Синевич О.Ю., Тимошенко Л.В., Чернявская Е.А., Шерешик Н.Н., Артемьева В.Д., Кульченко Т.П. // Мать и дитя в Кузбассе. 2021. № 4 (87). С. 53–57. [Proektirovanie soderzhaniya korrekcionnoj raboty na urovne osnovnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / Sinevich O.Yu., Timoshenko L.V., Chernyavskaya E.A., Shereshik N.N., Artem’eva V. D., Kul’chenko T. P. // Mat’ i ditya v Kuzbasse [Mother and Baby in Kuzbass]. 2021. No. 4 (87). P. 53–57 (In Russ.)].

5. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059 (дата обращения: 12.07.2024). [Federal’naya adaptirovannaya osnovnaya obshcheobrazovatel’naya programma obuchayushchihsya s umstvennoj otstalost’yu (intellektual’nymi narusheniyami). Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 24.11.2022 № 1026. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059 (accessed 12 July 2022) (In Russ.)].

6. Абдуллин А. Г., Боблетер Д.А., Крымгужина З. З. Полисистемный подход к анализу теорий специальной психологии и коррекционной педагогики для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки. 2020. № 3 (51). С. 100–110. [Abdullin A.G., Bobleter D.A., Krymguzhina Z.Z. Polisistemnyj podhod k analizu teorij special’noj psihologii i korrekcionnoj pedagogiki dlya okazaniya pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya // Gumanitarnye nauki [Humanitarian sciences]. 2020. No. 3 (51). P. 100– 110 (In Russ.)].

7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Санкт-Петербург: Речь. 2006. 400 с. [Mamajchuk I. I. Psihokorrekcionnye tekhnologii dlya detej s problemami v razvitii. Sankt-Peterburg: Rech’. 2006. 400 p. (In Russ.)].

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт-Петербург: Речь. 2001. 220 с. [Mamajchuk I. I. Psihologicheskaya pomoshch’ detyam s problemami v razvitii. Sankt-Peterburg: Rech’. 2001. 220 p. (In Russ.)].

9. Якубенко О.В. Медико-психолого-педагогическая коррекция клинических проявлений агрессивного поведения у школьников в условиях реализации инклюзивного обучения // Терапевт. 2023. № 8. С. 17–22. [Yakubenko O.V. Mediko-psihologo-pedagogicheskaya korrekciya klinicheskih proyavlenij agressivnogo povedeniya u shkol’nikov v usloviyah realizacii inklyuzivnogo obucheniya // Terapevt [Therapist]. 2023. No. 8. P. 17–22 (In Russ.)].

10. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде. Клиническая и специальная психология. 2021. № 10–2. С. 239–252. [Korobejnikov I.A., Babkina N.V. Rebyonok s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya: prognozirovanie psihosocial’nogo razvitiya v sovremennoj obrazovatel’noj srede // Klinicheskaya i special’naya psihologiya [Clinical Psychology and Special Education]. 2021. No. 10–2. P. 239–252 (In Russ.)].

11. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. Санкт-Петербург: СПбГУ. 2000. 168 с. [Mamajchuk I. I. Psihologiya dizontogeneza i osnovy psihokorrekcii. Sankt-Peterburg: SPbGU. 2000. 168 p. (In Russ.)].

12. Оценка реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: праксиологический аспект / С.Н. Викжанович, О.Ю. Синевич, Л.В. Тимошенко, Чернявская Е.А., Шерешик Н.Н. // Мать и дитя в Кузбассе. 2022. № 3 (90). С. 93–100. [Ocenka reabilitacionnoj kul’tury semej, vospityvayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya: praksiologicheskij aspekt / S.N. Vikzhanovich, O.Yu. Sinevich, L.V. Timoshenko, Chernyavskaya E.A., Shereshik N.N. // Mat’ i ditya v Kuzbasse [Mother and Baby in Kuzbass]. 2022. No. 3 (90). P. 93–100 (In Russ.)].

Обеспечение полноценного личностного развития детей с лёгкой умственной отсталостью (ЛУО), сохранение и укрепление их психологического здоровья требует оптимизации практик их взаимодействия как со взрослыми, так и с ровесниками. Принципиально значимо, чтобы через регулярные интеракции с ближайшим окружением ребёнок получил возможность освоить социально одобряемые модели поведения, обрёл способность регулировать и контролировать свои действия, руководствуясь закреплёнными в обществе нормами и ценностными ориентирами. Однако при ЛУО спонтанный характер данного процесса, как правило, не обеспечивает ожидаемых эффектов. Необходимым является его целенаправленное сопровождение со стороны специалистов, использование ими средств коррекционного (психокоррекционного) воздействия с учётом структуры дефекта и особых образовательных потребностей (ООП) детей указанной нозологической группы, состав которой является гетерогенным.

Несомненно, конструктивное взаимодействие требует наличия в группе положительного социально-психологического микроклимата. Под влиянием которого складывается уважительное отношение к членам коллектива, оформляются общие интересы и формируется потребность в сотрудничестве, возникает удовлетворение от получения общего результата; происходит совершенствование способностей к оперированию средствами общения — на основе этических норм коммуникации. Это является значимым условием овладения младшими школьниками с ЛУО социальными компетенциями, обеспечивающими инкорпорацию в систему общественных отношений.

Социальная компетентность предполагает, помимо прочего, способность ребёнка к межличностному взаимодействию с ровесниками, выражаясь в умениях инициировать и поддерживать общение, договариваться, учитывать мнение партнёра по совместной деятельности, применять рациональные способы разрешения конфликтов, адаптировать поведение под воздействием сложившегося контекста дискурса и т. д. При умственной отсталости неполноценность данных умений обусловлена «социальным вывихом» (по Л.С. Выготскому) [1], спровоцированным первичным дефектом, что детерминирует возникновение вторичных и последующих нарушений. Их негативным результатом становится дисгармонизация личности и межличностных отношений.

Для Цитирования:
Четверикова Татьяна Юрьевна, Ориентация психокоррекционных занятий на оптимизацию межличностного взаимодействия младших школьников с легкой умственной отсталостью. Терапевт. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: