По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-10-2104-02

Ориентация на пациента — основное направление работы врача общей практики

Оксана Александровна Рыбачок заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, ГБУЗ РК «Керченская городская детская больница», E-mail: Rubachok1-1973@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2481-0270

Учитывая неравномерное расселение жителей РФ, а также с целью адаптации медицинской сферы в условиях нового хозяйственного механизма к современным экономическим условиям еще в конце 1990-х годов было начато реформирование системы здравоохранения. В результате реорганизации первичного звена появилась новая специальность — врачи общей практики, которые пришли на смену терапевтам и педиатрам. Долгие годы в отечественном здравоохранении доминирующим являлся принцип лечения болезни без учета индивидуальных особенностей отдельно взятого больного. Проведенная же реформа была направлена на то, чтобы врач вел конкретного пациента на протяжении всей его жизни, знал особенности организма, понимал этиопатогенез развития того или иного заболевания. В феврале 2006 года на проходившем в Испании Втором Всемирном конгрессе пациентов, организованном Международным альянсом пациентских организаций (IAPO), была принята Декларация о пациентоориентированном здравоохранении. Оно представляет собой альтернативную программу, направленную в первую очередь не на лечение, а на предупреждение болезней, укрепление здоровья и формирование общего благополучия, основанную на современных технологиях и персональном подходе к каждому больному.

Литература:

1. Алмаз Шаран. Новая парадигма оказания первичной медицинской помощи: персональная, пациентоориентированная, стандартизированная и основанная на современных технологиях. — Алма-Аты, 2012.

2. Сон И.М., Иванова М.А. Регламентация деятельности и нормирование труда врача общей практики в Российской Федерации // Менеджмент в здравоохранении. — 2014. — № 7. — С. 6–15.

3. Тихомиров А.В. Пациентоориентированное здравоохранение // Вестник новых медицинских технологий. — 2008. — № 1. — С. 186–187.

4. Тулякова Т.И. Пациентоориентированный подход в подготовке специалистов сестринского дела // Медицинская сестра. — 2015. — № 5. — С. 32–34.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

1. Almaz Sharan. Novaia paradigma okazaniia pervichnoi meditsinskoi pomoshchi: Personalnaia, patsient-orientirovannaia, standartizirovannaia i osnovannaia na sovremennykh tekhnologiiakh [A new paradigm of primary health care delivery: Personal, patient-oriented, standardized and based on modern technologies]. — Alma-Aty, 2012. (In Russ.)

2. Son I.M., Ivanova M.A. Reglamentatsiia deiatelnosti i normirovanie truda vracha obshchei praktiki v Rossiiskoi Federatsii [Regulation of activities and rationing of the work of a general practitioner in the Russian Federation] // Menedzhment v zdravookhranenii [Management in health care]. — 2014. — No. 7. — P. 6–15. (In Russ.)

3. Tikhomirov A.V. Patsient orientirovannoe zdravookhranenie [Patient-oriented healthcare] // Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii [Bulletin of new medical technologies]. — 2008. — No. 1. — P. 186–187. (In Russ.)

4. Tuliakova T. I. Patsient orientirovannyi podkhod v podgotovke spetsialistov sestrinskogo dela [Patient-oriented approach in the training of nursing specialists] // Meditsinskaia sestra [Nurse]. — 2015. — No. 5. — P. 32–34. (In Russ.)

5. Federalnyi Zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorovia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated 21.11.2011 No. 323-FZ «On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation»]. (In Russ.)

6. Federalnyi Zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolia v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated July 21, 2014 No. 212-FZ «On the Foundations of Public Control in the Russian Federation»]. (In Russ.)

На современном этапе мы имеем возможность оценить преимущества работы врача общей практики по сравнению с деятельностью традиционных представителей терапевтической и педиатрической службы. Врач общей практики принимает участие не только в оказании первичной медицинской помощи — он также помогает улучшить психологический климат в семье, оценить социально-бытовую обстановку, адаптировать к современным реалиям жизнь старшего поколения. В результате внедрения в практику работы медицинской службы врача общей практики практически на четверть снизилось количество вызовов скорой помощи, на треть — обращаемость к невропатологам, на 15 % — к врачам-отоларингологам. Как результат, повысился уровень удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи — на сегодня пациент, посетив врача общей практики, может получить ответы на большинство своих вопросов, не выстаивая длинные очереди к специалистам смежных специальностей, не тратя драгоценного времени на поиск ответа в Интернете и не советуясь с соседями по подъезду [2].

Еще 250 лет назад французский философ Франсуа Вольтер отмечал: «Врачи привыкли назначать лекарства, о которых они знают весьма мало, против болезней, о которых они знают куда меньше, для лечения людей, о которых они не знают ничего». Эти слова долгое время были весьма актуальны. Назначая лечение, врач практически ничего не знал о своем пациенте, за исключением скудного анамнеза, который ему удавалось собрать при общении с ним. Длительное время медицинская сфера была направлена на создание новых лекарств и усовершенствование технологий, что предполагало борьбу против болезней уже на тех стадиях, когда они начали одолевать человеческий организм. В результате получалось, что деятельность врачей была направлена на то, чтобы бороться с последствиями заболевания, вместо того чтобы фокусироваться на их причинах. Системы здравоохранения во всем мире не могут быть эффективными, если они ставят во главу угла болезнь, а не пациента; чтобы этого не произошло, необходимо максимально вовлекать пациентов в процесс борьбы с недугом и стремиться к повышению приверженности к лечению, отказу от вредных привычек и введению самоконтроля. Одним из путей интеграции различных дисциплин и подходов в здравоохранении и является развитие персональной, пациентоориентированной медицины. В современных условиях этого можно добиться путем развития первичной медико-санитарной помощи на основе использования современных технологий, а также индивидуального подхода с учетом потребностей каждого конкретно взятого больного. Пациентоориентированное здравоохранение может и должно стать самым эффективным и оптимальным по затратам путем к улучшению результатов лечения пациентов.

Для Цитирования:
Оксана Александровна Рыбачок, Ориентация на пациента — основное направление работы врача общей практики. Справочник врача общей практики. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: