По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.71

Организация здоровьеформирующей среды: опыт школы МГПУ

Рябова Ирина Викторовна канд. мед. наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 125047, Москва, 2-я Тверская-Ямская, 54–80, e-mail: RyabovaI@mgpu.ru
Степанов Сергей Юрьевич д-р психол. наук, профессор департамента психологии института педагогики и психологии образования и старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), действительный член Национальной академии социальных технологий, е-mail: parusnik01@gmail.com
Соболевская Татьяна Александровна канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), e-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru
Панина Ольга Сергеевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе Университетской школы, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), е-mail: paninao@mgpu.ru
Хакимова Лолита Юрьевна учитель физической культуры Университетской школы, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), е-mail: lolita.hakimova@mail.ru

Для профилактики переутомления учащихся, развития психосоматических расстройств и хронических заболеваний разработана, внедрена и реализована новая биместровая модель организации учебного года в Университетской школе Московского городского педагогического университета. На протяжении трех лет в школе проводилось медицинское обследование учащихся начальных классов. Параллельно была организована профилактическая работа по предупреждению школьнообусловленных заболеваний, введен мониторинг по организации и проведению физкультурных минуток.

Литература:

1.Поленова М. А., Сазанюк З. И., Шумкова Т. В. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки // Здоровье населения и среда обитания. — 2012. — № 11 (236). — С. 42–44.

2.Рапопорт И. К., Степанов С. Ю., Панина О. С. [и др.]. Биместровая модель организации учебного года в школе: состояние здоровья и мнение обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2015. — № 3. — С. 17–23.

3.Степанов С. Ю. Переход школ на биместровую систему сохранит детям здоровье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/sn_edu/20160426/1419779909. html#ixzz476umcYTB (дата обращения: 15.11.2017).

4.Степанов С. Ю. Психолого-педагогические и социокультурные факторы здоровьесозидающего образования // Безопасная образовательная среда в современной школе: сборник материалов научно-практической конференции. — М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. — С. 5–12.

5.Степанов С. Ю., Панина О. С. Биместровая система годичного образовательного цикла как одно из базовых условий создания здоровьесберегающей среды // Проблемы развития и формы организации регионального базового центра педагогического образования на базе МГПУ: сб. научных статей. — М.:МГПУ, 2014.

6.Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А. [и др.]. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения // Российский педиатрический журнал. — 2011. — № 3. — С. 46–49.

7.Степанов С. Ю., Кремер Е. З. От здоровьесберегающего образования к здоровьесозидающему // Образовательная политика. — 2011. — № 1 (51). — С. 89–91.

8.Степанов С. Ю. Одаривающая педагогика сотворчества в действии // Образовательная политика. — 2014. — № 4 (66). — С. 685–693.

9.Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей / Сост. В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева [и др.]. — М., 2007. — 69 с.

В Университетской школе Московского городского педагогического университета (УШ МГПУ) с целью сохранения здоровья школьников и повышения качества обучения Степановым С. Ю. была разработана и внедрена новая биместровая модель организации учебного года [1, 3–8].

При такой организации учебный год состоит из 5 равноценных (примерно по 7 учебных недель) периодов обучения — биместров, чередующихся с двухнедельными каникулами. Каникулы совпадают с общенациональными праздниками. За счет этого учащиеся могут несколько раз в году отдыхать вместе с родителями. Учебный год составляет 10 месяцев (с сентября по июнь); летние каникулы, которые могут рассматриваться как 6-й, рекреативный образовательный биместр, — два месяца. Биместровая организация годичного образовательного цикла разработана с учетом годовых психофизиологических ритмов и динамики работоспособности в сезонном разрезе.

Цель работы: обобщить результаты работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в Университетской школе Московского городского педагогического университета.

Проанализированы материалы исследований, проведенных в Университетской школе Московского городского педагогического университета, а именно динамического наблюдения за здоровьем детей, занимающихся по биместровой модели организации учебного процесса; мероприятий по профилактике острых респираторных заболеваний и школьнообусловленных болезней учащихся.

Сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (НИИ ГиОЗДиП) ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» проводилось динамическое наблюдение за здоровьем детей, занимающихся по биместровой модели организации учебного процесса. Под наблюдением врачей-специалистов находились учащиеся начальных классов УШ, поступившие в 2013 г. Клинические обследования учащихся осуществлялись в школе одними и теми же врачами-специалистами НИИ ГиОЗДиП: педиатром, психоневрологом, офтальмологом, ортопедом и антропологом с использованием методов скрининг-диагностики. Перед осмотрами родители подписывали информированное согласие на обследование и заполняли анкеты для выявления жалоб ребенка и сбора анамнестических сведений (истории заболеваний и жизни ребенка). По окончании обследования детей родителям представляли подробные медицинские заключения и рекомендации по организации учебного дня ребенка, питанию, двигательной активности, а при необходимости — дальнейшему углубленному обследованию в условиях детской поликлиники [2].

Для Цитирования:
Рябова Ирина Викторовна, Степанов Сергей Юрьевич, Соболевская Татьяна Александровна, Панина Ольга Сергеевна, Хакимова Лолита Юрьевна, Организация здоровьеформирующей среды: опыт школы МГПУ. Санитарный врач. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: