В Университетской школе Московского городского педагогического университета (УШ МГПУ) с целью сохранения здоровья школьников и повышения качества обучения Степановым С. Ю. была разработана и внедрена новая биместровая модель организации учебного года [1, 3–8].
При такой организации учебный год состоит из 5 равноценных (примерно по 7 учебных недель) периодов обучения — биместров, чередующихся с двухнедельными каникулами. Каникулы совпадают с общенациональными праздниками. За счет этого учащиеся могут несколько раз в году отдыхать вместе с родителями. Учебный год составляет 10 месяцев (с сентября по июнь); летние каникулы, которые могут рассматриваться как 6-й, рекреативный образовательный биместр, — два месяца. Биместровая организация годичного образовательного цикла разработана с учетом годовых психофизиологических ритмов и динамики работоспособности в сезонном разрезе.
Цель работы: обобщить результаты работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в Университетской школе Московского городского педагогического университета.
Проанализированы материалы исследований, проведенных в Университетской школе Московского городского педагогического университета, а именно динамического наблюдения за здоровьем детей, занимающихся по биместровой модели организации учебного процесса; мероприятий по профилактике острых респираторных заболеваний и школьнообусловленных болезней учащихся.
Сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (НИИ ГиОЗДиП) ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» проводилось динамическое наблюдение за здоровьем детей, занимающихся по биместровой модели организации учебного процесса. Под наблюдением врачей-специалистов находились учащиеся начальных классов УШ, поступившие в 2013 г. Клинические обследования учащихся осуществлялись в школе одними и теми же врачами-специалистами НИИ ГиОЗДиП: педиатром, психоневрологом, офтальмологом, ортопедом и антропологом с использованием методов скрининг-диагностики. Перед осмотрами родители подписывали информированное согласие на обследование и заполняли анкеты для выявления жалоб ребенка и сбора анамнестических сведений (истории заболеваний и жизни ребенка). По окончании обследования детей родителям представляли подробные медицинские заключения и рекомендации по организации учебного дня ребенка, питанию, двигательной активности, а при необходимости — дальнейшему углубленному обследованию в условиях детской поликлиники [2].