По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2, 342.9

Организация занятости несовершеннолетних в условиях нового закона о занятости населения

Аверьянова Мария Игоревна доцент кафедры гражданского и международного права Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 46, е-mail: miaverianova@yandex.ru

На основе анализа государственных программ и законодательных нововведений, касающихся регулирования общественных отношений, связанных с занятостью населения, сделан вывод, что в отношении несовершеннолетних государство с учетом международных стандартов продолжает реализовывать подход к обеспечению для данной категории граждан условий для получения ими общего и профессионального образования (включающего в т.ч. трудовое воспитание), рассматривая трудовую деятельность (оплачиваемую работу) как второстепенный (дополнительный) вариант их времяпровождения с установлением ограничений к некоторым видам труда и льготных условий труда. В отношении несовершеннолетних как прежний, так и ныне действующий закон о занятости в основном предусматривает (для лиц от 14 до 18 лет) организацию временного трудоустройства в свободное от учебы время, вместе с тем, допуская для лиц, достигших возраста 16 лет, получение ими статуса безработного, влекущего за собой установление повышенного статуса в вопросах обеспечения занятостью.

Литература:

1. Зайцева Л.В. Конфликт интересов в трудовых отношениях с участием представителей: проблемы и пути их преодоления // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4 (165). С. 143–148.

2. Зайцева О.Б. Трудовая правосубъектность как юридическая категория и ее значение в правовом регулировании трудовых отношений : автореф. … д-ра. юрид. наук. М., 2008. 57 с.

3. Международное трудовое право : учебное пособие / Н.Л. Лютов, П.Е. Морозов ; под общ. науч. ред. К.Н. Гусова. — М.: Проспект, 2011. С. 143-144. со ссылкой на: Hagemann F., Diallo Y., Etienne A., Mehran F. Global Child Labour Trends. International Labour Office. Geneva. 2006. P. 23.

4. https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (дата доступа: 18.01.2024).

5. Лекционный материал на тему: «Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними». Управление МВД России по Архангельской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://29.xn--b1aew.xn--p1ai/ document/10960468 (дата доступа: 23.01.2024).

6. Жандарова И. Вступают в силу новые правила трудоустройства несовершеннолетних: где теперь смогут подработать подростки [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/06/13/molodezh-u-rublia.html (дата доступа: 23.01.2024).

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 года (разработан Минэкономразвития России). Раздел «Рынок труда и доходы населения».

8. Управление по труду и занятости населения Нижегородской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://czn.nobl.ru/activity/1708/ (дата доступа: 27.01.2024).

9. П.26 Ответов на вопросы фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» (письмо Минобрнауки России от 26 сентября 2017 г. № МОН-П-4472 «О направлении ответов на вопросы») [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/ Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-26.09.2017-N-MON-P-4472/ (дата доступа: 22.01.2023 г.).

Начало 2024 г. ознаменовалось периодом вступления в силу первых положений нового Закона о занятости (Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»), завершившим длительную реформу в части замены одного из первых законов (Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») постсоветского времени на новый закон, учитывающий тридцатилетний опыт развития рынка труда в условиях рыночной экономики, а на современном этапе, — ее цифровизации.

Одним из достоинств Закона о занятости 2023 г. является введение в его содержание понятия «молодежь» с включением в его структуру самостоятельной статьи (ст. 36), посвященной содействию занятости молодежи. В соответствии с данной статьей Правительство РФ утверждает программу содействия занятости молодежи, а также вправе разрабатывать и иные соответствующие меры. На современном этапе действует Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р (далее — Программа).

Понятие «молодежь» (разд. I Программы) охватывает собой лиц (социально-демографическую группу) от 14 до 35 лет — на основе возрастных особенностей и социального положения, имеющих специфические интересы и ценности. При этом указанное понятие также охватывает собой и иные используемые как прежним, так и новым Законом о занятости понятия — «несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет» и «граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование, ищущие работу в течение одного года с даты выдачи документа об образовании и о квалификации (по новому закону — также при прохождении в указанный период военной службы по призыву с даты ее окончания)» —, в отношении которых (в т.ч. при соблюдении определенных условий) предусматриваются особые меры государственной поддержки в сфере занятости. При этом обе вышеуказанные категории молодежи и прежним, и новым Законом о занятости отнесены, наряду с инвалидами, предпенсионерами, бывшими военными, чернобыльцами и рядом иных граждан, к особой группе населения — «гражданам, испытывающих трудности в поиске работы» —, в отношении которых проводятся основные направления государственной политики в части осуществления мероприятий по их занятости.

Для Цитирования:
Аверьянова Мария Игоревна, Организация занятости несовершеннолетних в условиях нового закона о занятости населения. Кадровик бюджетной организации. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала