По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2009-02

Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках пилотного проекта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России

Марина Николаевна Доронина заместитель директора по организационно-методической работе Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, Нижний Новгород, 603001, mdoronina@pomc.ru

Статья посвящена проблеме организации внутреннего контроля качества в многопрофильной медицинской организации. Автором описан опыт стандартизации данного направления деятельности в соответствии с современными требованиями нормативно-правовой базы.

Литература:

1. Авторитетный главный врач: обеспечение качества в медицинской организации / И. В. Трифонов. — Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2016: 80 с.

2. Найговзина Н. Б., Филатов В. Б., Бороздина О. А., Николаева Н. А. Стандартизация в здравоохранении. Преодоление противоречий законодательства, практики, идей. — Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2015: 208 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2015: 288 с.

4. Романов С. В., Дзюбак С. А., Абаева О. П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 61 (3): 47–50.

5. Романов С. В., Обухова С. О., Вязанкин А. С., Бердутин В. А., Абаева О. П., Ситко А. В. Опыт внедрения корпоративной медицинской информационной систем в деятельность многопрофильного федерального учреждения здравоохранения. Врач и информационные технологии. 2011; 1: 6–15.

6. Романов С. В., Хазов М. В, Абаева О. П., Мурыгина М. М., Мухаметжанов И. Г. Опыт совершенствования системы планирования и учета рабочего времени многопрофильной медицинской организации. Врач и информационные технологии. 2016; 2: 20–26

7. Татарников М. А. Управление качеством медицинской помощи. — Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2016: 304 с.

8. Удалов Ф. Е., Алехина О. С., Гапонова О. С. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Нижний Новгород: ННГУ. 2013: 363 с.

9. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Филиппов А. Ю., Щельцина Н. Ю. Удовлетворенность пациента как один из критериев качества акушерско-гинекологической помощи (по результатам анализа письменных обращений населения г. Н. Новгорода). Акушерство и гинекология. 2013; 7: 67–71.

1. Authoritative chief medical officer: quality assurance in a medical organization / I. V. Trifonov. — Moscow: GEOTAR-Media, 2016, 80 p.

2. Naygovzina N. B., Filatov V. B., Borozdina O. A., Nikolaeva N. A. Standardization in healthcare. Overcoming contradictions of legislation, practice, and ideas. Moscow: GEOTAR-Media, 2015. 208 p.

3. Public health and health care: manual / V. A. Medik, V. K. Yuriev. — 3rd ed., revised and expanded. — M.: GEOTAR-Media, 2015. — 288 p.: ill. — ISBN 978-5-9704-3325-6.

4. Romanov S. V., Dzyubak S. A., Abaeva O. P. Ways to increase patient satisfaction when servicing in the registry of a polyclinic of a medical organization of the FMBA system of Russia // Emergency medicine. — 2017. V. 61. No. 3. — Pp. 47–50.

5. Romanov S. V., Obukhova S. O., Vyazankin A. S., Berdutin V. A., Abaeva O. P., Sitko A. V. The experience in implementing corporate medical information systems in the activities of a multidisciplinary Federal Healthcare Institution Doctor and information technologies, 2011, no. 1. Pp. 6–15.

6. Romanov S. V., Khazov M. V., Abaeva O. P., Murygina M. M., Mukhametzhanov I. G. The experience in improving the system of planning and time and attendance of a multidisciplinary medical organization // Doctor and information technologies, 2016. — № 2. — 20–26

7. Tatarnikov M. A. Quality management of medical care. Moscow: GEOTAR-Media, 2016, 304 p.

8. Udalov F. E., Alekhina O. S., Gaponova O. S. Fundamentals of management: manual. — N. Novgorod, NNSU, 2013–363 p.

9. Filippov Yu. N., Abaeva O. P., Filippov A. Yu., Scheltsina N. Yu. Patient satisfaction as one of the criteria for the quality of obstetric and gynecological care (based on the results of the analysis of written requests from the population of Nizhny Novgorod) Obstetrics and gynecology. 2013. № 7. Pp. 67–71.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ), доступность и качество медицинской помощи являются одним из основополагающих принципов охраны здоровья населения. В связи с этим стратегические документы, определяющие наиболее значимые направления развития здравоохранения, в настоящее время отводят ведущую роль задаче повышения качества медицинских услуг, оказываемых населению [3]. При этом современные отраслевые нормативные акты расценивают удовлетворенность пациента как важнейшую составляющую качества медицинской помощи [9]. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества» регламентирует, что «Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны». В то же время степень удовлетворенности пациента от контакта с медицинской организацией зависит не только от действий медицинских работников, но и от сотрудников подразделений, осуществляющих вспомогательные процессы, в первую очередь от лиц, с которыми происходит первый контакт пациента. Таким образом, медицинская помощь должна рассматриваться как сочетание медицинских услуг и системы вспомогательных процессов, их сопровождающих [1, 2, 4, 7].

Согласно ст. 2 Закона № 323-ФЗ качество медицинской помощи — это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Соответственно критерии качества оказания медицинской помощи основываются на оценке правильности выполнения или эффективности отдельных составляющих медицинских услуг. Однако если критерии деятельности медицинского персонала, определяющие в том числе и параметры, влияющие на уровень заработной платы работников, определены отраслевыми приказами, то деятельность специалистов, обеспечивающих вспомогательные процессы, в настоящее время абсолютно не регулируется нормативно-правовой базой [4].

Для Цитирования:
Марина Николаевна Доронина, Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках пилотного проекта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России. Врач скорой помощи. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: