По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Организация учебного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья

Практика работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья в России недостаточно развита, многие не умеют правильно с ними общаться и не знают, как это делать, чтобы не обидеть и не задеть их чувство собственного достоинства. В этом материале мы публикуем рекомендации преподавателям вузов по организации учебного процесса.

В современном обществе происходит осознание того, что люди с ограниченными возможностями являются частью общества и должны иметь равные с нами права. На повестке дня у государства — создание условий для обеспечения инклюзивности образовательного процесса. Тенденция в сфере высшего образования такова, что с каждым годом все больше молодых людей с инвалидностью стремится получить профессию, поступить в вуз по целевой квоте и на общих основаниях.

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве не так давно. До этого использовался термин «лицо с отклонениями в развитии».

Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, такое состояние может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в приказе Минобрнауки № 301. В документе указано, что специальные условия должны быть созданы для людей, имеющих проблемы со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом. Но есть люди с нарушениями речи или эмоционально-волевой сферы, про них в законодательстве ничего не сказано. Подробнее разберемся с тремя категориями из приказа.

Нарушения слуха. Сюда относятся люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими затруднена из-за тугоухости, или невозможна в принципе (глухота). Тугоухость — заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Детей с тугоухостью называют слабослышащими.

Нарушения зрения. Есть разные степени потери зрения: абсолютная слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение, и практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.

Для Цитирования:
Организация учебного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Ректор ВУЗа. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: