Четвертая промышленная революция и повсеместная цифровизация в настоящее время оказывают серьезное влияние на дальнейший рост и развитие компаний. Автоматизация всех рабочих процессов, использование технологий удаленного доступа, наем временных сотрудников на узкоспециализированную работу, интерактивный обмен идеями во время мозгового штурма — крайне эффективные способы выстраивания рабочего процесса на сегодняшний день. В обозримом будущем многие крупные, особенно транснациональные корпорации, станут использовать искусственный интеллект, технологии дополненной и виртуальной реальности, Интернет вещей для оптимизации деятельности и минимизации затрат на человеческие ресурсы [1]. В связи с этим возрастает роль квалификации работников, их профессионального опыта в определенной области, наличия критического мышления и способности принимать эффективные нестандартные управленческие решения. В последние два года серьезное влияние на рынок труда оказала пандемия COVID-19. Коронавирус, заставший врасплох весь мир, заставил организации в экстренном порядке перестраивать систему функционирования и переводить большую часть сотрудников на дистанционный режим работы, что было возможным лишь благодаря наличию цифровых платформ и способов удаленной связи.
Трансформация организации труда имеет несколько основных направлений: автоматизация рабочих процессов и рост требований к персоналу, гигэкономика, удаленный режим работы, внимание к личности работника и предоставление возможностей для его развития и совершенствования.
Появление умных машин послужило началом автоматизации и роботизации производственных процессов. Это избавляет высококвалифицированные кадры от рутинной работы, позволяет посвятить свое время более важным, требующим творческого подхода заданиям [2]. Автоматизация охватывает множество технологий, в том числе машинное обучение, нейросети, искусственный интеллект, распознание объектов и реакций, технологии эмуляции и симуляции, кастомизированное оборудование. Цифровые помощники при помощи специальных алгоритмов действий выполняют работу по сбору информации, анализу статистики, принимают решения на основе формальных правил и работают с различными приложениями и IT-системами. Ключевыми преимуществами применения совместного труда человека и робота в организации являются: