С начала 1950-х гг. в Японии в отраслях, переживающих экономические трудности, застой и спад производства, стали создаваться «депрессионные картели». Цель подобных образований — снижение общих объемов производства в отрасли и повышение (на строго определенный и ограниченный период времени) уровня цен.
Кроме этого, в Японии были организованы также «картели рационализации», нацеленные на повышение рентабельности предприятий отрасли на основе кооперации, роста технического уровня и повышения качества продукции. Соответствующие принятые законы первоначально имели главным образом антициклическую направленность и не были непосредственно связаны с решением проблем депрессирующих отраслей промышленности. Но постепенно в Японии формировалось и сильное антитрестовское законодательство, предусматривающее картелирование под эгидой Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) компаний отраслей с замедляющимися темпами роста производительности.
За решением МВТП Японии о нецелесообразности дальнейшего развития угольной промышленности в 1960-х гг. последовали государственные программы по субсидированию ликвидации шахт с высокими эксплуатационными издержками, а также профессиональной переподготовки уволенных шахтеров. К концу 1970-х гг. численность рабочей силы в угольной промышленности страны уменьшилась в 10 раз. А немногие из оставшихся шахт были высокоэффективными. Далее, когда возросли издержки на заработную плату в текстильной промышленности, и она начала утрачивать свои былые сравнительные преимущества, в Японии началась реализация программы сокращения в этой отрасли производственных мощностей и рабочей силы. Только в первой половине 1970-х гг. было закрыто 817 фабрик. За 1973–1977 гг. число занятых в отрасли сократилось на 42 % — темпы, невиданные, скажем, для американской промышленности [1].
Некоторые выводы
• Важнейшим для эффективного госрегулирования структурной перестройки промышленности являются упреждающие действия, а не решение проблем провалившихся предприятий и фирм.