По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.15:636.08.003

Организация системы консультирования в сельском хозяйстве Tюменской области

О. Ковалева канд. с.-х. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный агарный университет Северного Зауралья», Россия, г. Тюмень. E-mail: lemur.84@mail.ru

Информационно-консультативные услуги являются неотъемлемой частью инновационной системы, где в настоящее время более чем когда-либо они играют ключевую роль связи между научно-исследовательскими, образовательными организациями и производством. В эффективности деятельности формирования системы сельскохозяйственного консультирования в первую очередь заинтересованы сельскохозяйственные товаропроизводители, результативность работы которых непосредственно зависит от оперативного и полного получения необходимой информации и консультаций. Анализ процесса информационно-консультационного обслуживания показывает, что он базируется на эффективных современных знаниях, позволяющих оперировать с огромными по своей емкости информационными фондами. Необходимо отметить, что от передачи информации консультирование отличается тем, что направлено на конкретный объект, имеющий свои характеристики, развивающийся в специфических условиях. Успешная работа и распространение передового опыта сельскохозяйственного консультирования позволит создать в АПК эффективную систему для информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей и населения, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства, усиливающую влияние консультационных организаций системы на продвижение и реализацию инвестиционных проектов на региональном уровне и являющуюся одним из основных инструментов реализации государственной агропродовольственной политики.

Литература:

1. Винничек Л. Организация информационно-консультационной службы на базе высшего аграрного учебного заведения / Л. Винничек, Т. Терехина // АПК: экономика, управление. – 2004. – № 1. – С. 56‒58.

2. Ковалева О. В. Приоритетное развитие сельского хозяйства в Тюменской области / О. В. Ковалева, М. Г. Волынкина, Н. М. Костомахин // Кормление сельскохозяйственных животных и кормопроизводство. – 2017. – № 11. – С. 3‒8.

3. Ковалева О. В. Роль «Школы животновода» ГАУ Северного Зауралья в программе поддержки сельского хозяйства Тюменской области «5+» / О. В. Ковалева // «Молодежь и наука: реальность и будущее»: мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. – Невинномысск: НИЭУП, 2017. – Т. 1. – С. 172‒174.

4. Костомахин Н. Племенные ресурсы крупного рогатого скота России и их рациональное использование / Н. Костомахин // Главный зоотехник. – 2015. – № 4. – С. 3‒9.

5. Костомахин Н. Сельское хозяйство нуждается в государственном регулировании / Н. Костомахин // Животноводство России. – 2004. – № 9. – С. 10‒12.

6. Костомахин Н. М. Оптимальный подход к решению национального проекта «Развитие АПК» в области животноводства / Н. М. Костомахин, Е. Н. Костомахина // Аграрная Россия. – 2007. – № 4. – С. 24‒25.

7. Костомахин Н. М. Тонны или микроны? О целесообразности импорта племенного скота? / Н. М. Костомахин // Совершенные агротехнологии. – 2010. – № 9. – С. 20‒23.

8. Миколайчик И. Совершенствование племенного молочного скота Зауралья / И. Миколайчик, Е. Достовалов, Н. Костомахин // Главный зоотехник. – 2014. – № 8. – С. 28‒36.

9. Кошелев В. М. Перспективы развития системы обучения кадров информационно-консультационной службы АПК / В. М. Кошелев // Центр обучения кадров информационно-консультационной службы АПК РОССИИ, 2002. – Электр. ресурс: http://www.ftcntr. ru/Articl/stvmk001.htm.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства».

11. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2014 № 398-р (ред. от 29.08.2015) «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий» (ред. от 17.03.2015 г. № 449-р).

12. Указ Президента РФ от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства». – Электр. ресурс: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41139.

13. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». ФЗ № 264 от 29 декабря 2006 г. (ред. от 12.02.2015).

14. Экспертиза кормов и кормовых добавок. – 4-е изд., испр. и доп. / К. Я. Мотовилов, А. П. Булатов, В. М. Позняковский и др. – Новосибирск, 2013. – 560 с.

Актуальность темы. Одним из основных факторов развития нашей цивилизации является удовлетворение жизненно необходимой потребности человечества в продовольствии. Эволюция этого процесса все время направлена на повышение производительности и снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, рост производительности сельскохозяйственного производства невозможен без применения достижений науки, техники и предоставления информационных и консультационных услуг [2, 13].

Правительство России распоряжением от 19 марта 2014 г. № 398-р утвердило комплекс мер по переходу на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрение современных технологий, который предусматривает достижение поставленных целей [11] (рис. 1).

Информационно-консультативные услуги являются неотъемлемой частью инновационной системы, где в настоящее время более чем когда-либо они играют ключевую роль связи между научно-исследовательскими, образовательными организациями и производством (от малых форм хозяйствования до агробизнеса). Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационных служб. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными структурами, не имевшими тесной связи между собой [5, 6].

Новые условия и потребности в консультационных услугах в инновационной системе требуют инвестиций в повышении потенциала организаций и профессионализм консультантов, а также в механизм распространения сельскохозяйственных знаний (создания сетей, платформ и т. п.).

Следует иметь в виду, что одной из важнейших и наиболее актуальных задач, стоящих перед АПК и аграрной наукой России и мира, является обеспечение максимальной реализации имеющегося генетического потенциала продуктивности растений, скота, рыбы, птицы и других культивируемых человечеством животных организмов [4, 7, 8, 14].

Особенностью консультационного продукта является его относительно низкая капиталоемкость. Правда, в последние годы наметилась тенденция к росту капиталоемкости в связи с внедрением информационных технологий. Но и в этих условиях консультированиеостается трудоемким видом профессиональной деятельности, эффективность которой определяется, в первую очередь, потенциалом консультантов.

Для Цитирования:
О. Ковалева, Организация системы консультирования в сельском хозяйстве Tюменской области. Главный зоотехник. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: