По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.1–053.2–056.24 DOI:10.33920/pol-01-2210-05

Организация сетевого взаимодействия при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Слепухина Галина Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, e-mail: g.slepukhina@mail.ru

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное пространство важно не столько с позиции развития их когнитивных процессов, сколько с позиции их социального и эмоционального развития. Однако когда дети с ОВЗ обучаются в инклюзивной среде, улучшается их когнитивное развитие, что, в свою очередь, определяет лучшую ориентированность в окружающем мире, умение организовывать свою жизнь и быть более самостоятельным, накапливать собственный социальный опыт. Комплексная помощь и поддержка детей с ОВЗ предполагает сотрудничество и взаимодействие большого числа специалистов. Кроме того, актуализируется потребность в дополнительных ресурсах, которые можно найти как за счет создания или перераспределения внутренних ресурсов образовательной организации, которую посещает такой ребенок, так и воспользоваться возможностями других организаций, которые имеют такие ресурсы. Расширить образовательное пространство и создать новые возможности для развития детей с ОВЗ и сопровождения их семей позволяет совместная деятельность различных организаций в форме сетевого взаимодействия. Чаще всего совместная деятельность различных организаций, обеспечивающая возможность ребенку с ОВЗ развиваться с использованием ресурсов этих организаций, осуществляется в виде социально ориентированных проектов. Более сложным уровнем взаимодействия является стратегическое партнерство, которое предполагает создание и работу партнерской сети. Целью такой сети является создание для участников проекта возможности доступа к широкому спектру качественных медицинских, социальных, психологических и других услуг. Примером организации сетевого взаимодействия является работа с детьми с ОВЗ благотворительного фонда «Металлург» при реализации проектов «Площадка семейного сотворчества растем вместе» и «Наравне со всеми: адаптивная физическая культура и спорт для детей с ментальными особенностями развития».

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. 298 с.

2. Дегтярева В.В., Жданова И.В. Сетевой подход к проектированию инклюзивной образовательной среды // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. — URL: https://psyjournals.ru/files/92998/inclusdev_2018_Degtyareva_Zhdanova.pdf

3. Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ / сост. В.А. Рудаков. — ХантыМансийск: АУ «Институт развития образования», 2015. 40 с.

4. Самсонова Е.В. Модели сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19060

5. Сетевое взаимодействие: ресурс инновационного развития: сборник материалов участников открытого городского конкурса сетевых образовательных проектов в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ (2015–2016 гг.). — СПб.: Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2016. 178 с.

6. Скрипниченко В.В. Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки. 2019. № 2 (46) С. 61–68.

7. Слепухина Г.В. Направленность личности педагога как условие внедрения инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции / отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. — Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017. С. 544–548.

8. Фролов Ю.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 73–81.

1. Bitianova M. R. Organizatsiia psikhologicheskoi raboty v shkole [Organization of psychological work at school]. M.: Sovershenstvo, 1997. — 298 p. (In Russ.)

2. Degtiareva V. V., Zhdanova I. V. Setevoi podkhod k proektirovaniiu inkliuzivnoi obrazovatelnoi sredy [Network approach to designing an inclusive educational environment] // Razvitie inkliuzii v vysshem obrazovanii: setevoi podkhod [Development of Inclusion in Higher Education: Network Approach]. Available at: https://psyjournals.ru/files/92998/inclusdev_2018_Degtyareva_Zhdanova.pdf. (In Russ.)

3. Organizatsiia setevogo vzaimodeistviia pri realizatsii dopolnitelnykh obrazovatelnykh programm [Organization of network interaction in the implementation of additional educational programs] / comp. V. A. Rudakov. Khanty-Mansiysk: AU Institute for the Development of Education, 2015. — 40 p. (In Russ.)

4. Samsonova E. V. Modeli setevogo vzaimodeistviia obrazovatelnykh i inykh organizatsii dlia resheniia zadach razvitiia inkliuzivnogo obrazovaniia [Models of network interaction between educational and other organizations for solving the problems of development of inclusive education] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. 2015. No. 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19060. (In Russ.)

5. Setevoe vzaimodeistvie: resurs innovatsionnogo razvitiia [Networking: resource for innovative development]. Collection of materials of participants in the open city competition of network educational projects as part of the implementation of additional general development programs (2015-2016). — St. Petersburg: Association of Veterans of Pedagogical Labor of General and Continuous Education, 2016. — 178 p. (In Russ.)

6. Skripnichenko V. V. Perspektivy setevogo vzaimodeistviia kak usloviia sotsialnoi adaptatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Prospects for network interaction as a condition for the social adaptation of children with disabilities] // Gumanitarnye nauki [Humanities]. 2019. No. 2 (46). P. 61–68. (In Russ.)

7. Slepukhina G. V. Napravlennost lichnosti pedagoga kak uslovie vnedreniia inkliuzivnogo obrazovaniia [Orientation of the personality of the teacher as a condition for the introduction of inclusive education] // Inkliuzivnoe obrazovanie: teoriia i praktika [Inclusive Education: Theory and Practice]: Collection of materials of international scientific and practical conference / eds. O. Iu. Bukharenkova, O. S. Kuzmina. — Orekhovo-Zuevo: GSTU Editorial and Publishing Department, 2017. — P. 544–548. (In Russ.)

8. Frolov Iu. N. Setevoe vzaimodeistvie obrazovatelnykh organizatsii: strategicheskie vyzovy i novye podkhody [Network interaction of educational organizations: strategic challenges and new approaches] // Vestnik LGU im. A. S. Pushkina [Bulletin of the A. S. Pushkin Leningrad State University]. 2015. № 1. P. 73–81. (In Russ.)

Инклюзивное образование основано на социальной модели или даже модели социальной справедливости. Ведь когда речь идет об инклюзивном образовании, рассматриваются не столько когнитивные достижения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сколько их социальные и эмоциональные успехи, позитивные интеграционные механизмы и результаты интеграции, которые могут быть получены только в условиях инклюзивного пространства. В то же время многочисленные исследования показывают, что когда дети обучаются в разнообразной среде, улучшается и их когнитивное развитие (Алехина С. В, Бабкина Н.В., Салахов Р.Ф., Хитрюк В.В. и др.). Развитие психических процессов ребенка с ОВЗ определяет его лучшую ориентированность в окружающем его мире, умение организовывать свою жизнь и быть более самостоятельным, накапливать собственный социальный опыт.

Так же как и развитие психических процессов, социальное развитие детей с ОВЗ является специфичным и оказывает неблагоприятное влияние на их общение со взрослыми и нормотипичными сверстниками. Всё это делает необходимым определение условий и содержания коррекционной помощи, направленной на развитие системы социальных связей и расширение социального опыта. Это придает деятельности специалистов, направленной на социальное развитие детей с ОВЗ, особое значение, так как тем самым создаются реальные возможности для коррекции и компенсации нарушенных функций, обеспечивается приобщение ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам, обеспечивается формирование социальной компетентности, способности жить и развиваться согласно своим возможностям [7].

Поддержание инклюзивной культуры и реализация инклюзивной политики и практики становится возможным при выполнении ряда условий создание безбарьерной среды, подготовка кадров, организация социально-психолого-педагогического сопровождения. Все эти факторы в совокупности создают психолого-педагогические условия для развития и обучения ребенка с ОВЗ. Комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией, определяется как психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ [1].

Для Цитирования:
Слепухина Галина Владимировна, Организация сетевого взаимодействия при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: