Инклюзивное образование основано на социальной модели или даже модели социальной справедливости. Ведь когда речь идет об инклюзивном образовании, рассматриваются не столько когнитивные достижения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сколько их социальные и эмоциональные успехи, позитивные интеграционные механизмы и результаты интеграции, которые могут быть получены только в условиях инклюзивного пространства. В то же время многочисленные исследования показывают, что когда дети обучаются в разнообразной среде, улучшается и их когнитивное развитие (Алехина С. В, Бабкина Н.В., Салахов Р.Ф., Хитрюк В.В. и др.). Развитие психических процессов ребенка с ОВЗ определяет его лучшую ориентированность в окружающем его мире, умение организовывать свою жизнь и быть более самостоятельным, накапливать собственный социальный опыт.
Так же как и развитие психических процессов, социальное развитие детей с ОВЗ является специфичным и оказывает неблагоприятное влияние на их общение со взрослыми и нормотипичными сверстниками. Всё это делает необходимым определение условий и содержания коррекционной помощи, направленной на развитие системы социальных связей и расширение социального опыта. Это придает деятельности специалистов, направленной на социальное развитие детей с ОВЗ, особое значение, так как тем самым создаются реальные возможности для коррекции и компенсации нарушенных функций, обеспечивается приобщение ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам, обеспечивается формирование социальной компетентности, способности жить и развиваться согласно своим возможностям [7].
Поддержание инклюзивной культуры и реализация инклюзивной политики и практики становится возможным при выполнении ряда условий создание безбарьерной среды, подготовка кадров, организация социально-психолого-педагогического сопровождения. Все эти факторы в совокупности создают психолого-педагогические условия для развития и обучения ребенка с ОВЗ. Комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией, определяется как психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ [1].