Реализация федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ, региональных программ и проектов предполагает обязательное применение укрупненных показателей стоимости, таких как нормативы цены строительства (НЦС) и сопутствующие им нормативы цены конструктивных решений (НЦКР).
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ применение нормативов цены строительства является важнейшим условием при обосновании стоимости инвестиций, в части соблюдения соответствия разрабатываемой проектной документации установленным критериям экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Проверка инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, реализуемая Минэкономразвитием России в исполнение постановления Правительства РФ от 12.08.2008 № 590, также осуществляется на соответствие инвестиционных проектов показателям НЦС.
Подобные требования соответствия предельной стоимости разрабатываемой проектно-сметной документации показателям НЦС установлены регламентами проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 382.
Данные нормативно-правовые акты регламентируют установление предельной стоимости инвестиционных проектов до начала разработки проектно-сметной документации, организации конкурсных процедур и выбора исполнителя работ на основании показателей НЦС, а сами укрупненные нормативы получают статус нормативного акта, регулирующего предельно допустимые показатели стоимости будущих проектов.
Дополнительно после разработки проектно-сметной документации, при проведении государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости предметом этой процедуры является оценка расчетов для установления непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства (постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427).