По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Организация расследования нарушений безопасности движения

В. М. Рудановский канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник АО «ВНИИЖТ», 107996, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 10. E-mail: Rudanovsky.Valery@vniizht.ru

Приводятся основные предписания в отношении организации проведения расследований нарушений безопасности движения на российских железных дорогах и за рубежом (в странах Европейского союза, Украины, США, Канады) в зависимости от принятой классификации нарушений, принятых правовых норм и законодательных требований и их сравнительный анализ. Даются предложения, направленные на совершенствование классификации нарушений и организации проведения таких расследований на российских железных дорогах.

Литература:

1. Рудановский В.М. О переходе к современной системе менеджмента безопасности движения на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт на современном этапе: сб. трудов ученых к 70-летию аспирантуры / под ред. Б.М. Лапидуса, Г.В. Гогричиани. – М.: ВМГ-Принт, 2014. – С. 129–139.

2. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза «О безопасности на железных дорогах Сообщества» от 29 апреля 2004 г. № 2004/49/ЕС.

3. Директива Комиссии Европейского союза, вносящая поправки в Директиву 2004/49/ЕС Европейского парламента и Совета в отношении общих показателей безопасности и общих методов расчета издержек от происшествий, от 27 ноября 2009 г. № 2009/149/ЕС.

4. Convention concerning International Carriage by Rail (COTIF) // Appendix C – Regulations concerning the International Carriage of Dangerous Goods by Rail (RID). – 2015. – 1060 p. (Правила международной перевозки опасных грузов по железным дорогам) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.riigiteataja.ee/aktilisa/2070/7201/5005/RID_2015_ing.pdf.

5. Положення про класифікацію транспортних подій на залізничному транспорті. Затверджено наказом Міністерства інфраструктури України 03.07.2017 № 235 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE30772.html.

6. Положення про систему управління безпекою руху поїздів у Державній адміністрації залізничного транспорту України. Затверджено наказом Міністерства інфраструктури України 01.04.2011 № 27 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/z0729-11.

7. Порядок розслідування транспортних подій на підприємствах міжгалузевого промислового залізничного транспорту України, що належать до сфери управління Міністерства транспорту та зв'язку України. Затверджено наказом Міністерства транспорту та зв'язку України 01.03.2010 № 113 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regulation.gov.ua/documents/id55546.

8. United States Code (USC): Title 49 – Transportation. Subtitle V. – Rail Programs. Part A Safety (49 USC 203, 49 USC 205, 49 USC 209). Legal Information Institute. 2012.

9. United States Code (USC): Title 49 – Transportation. Subtitle II. – Other Government Agencies. Chapter 11. – National Transportation Safety Board. Subchapter I ÷ IV. (49 USC 111, 49 USC 113, 49 USC 115). Legal Information Institute. 2012.

10. State Rail Safety Participation Program. Manager’s Handbook. U.S. Department of Transportation (DOT). Federal Railroad Administration (FRA). Association of State Railroad Safety Managers (ASRSM). April 2016. 247 p.

11. Federal Register. 49 Code of Federal Regulations. Part 840 (49 CFR 840). National Transportation Safety Board. 2012.

12. Federal Register. 49 Code of Federal Regulations. Part 225 (49 CFR 225). Federal Railroad Administration, DOT. 2012.

13. Railroad Equipment Accident/Incident Reporting Threshold. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://safetydata.fra.dot.gov/Offi ceofSafety/default.aspx.

14. Canadian Transportation Accident Investigation and Safety Board Act. S.C. 1989, c. 3. Content last updated 2014.12.20. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tc.gc.ca/eng/acts-regulations/ acts-1989c3.htm.

На железных дорогах всех стран мира большое внимание уделяется вопросам расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее – нарушения безопасности движения). На протяжении всего длительного периода развития железнодорожного транспорта и в условиях разделения стран государственными границами сложилось так, что каждая из стран шла своим путем, разрабатывая не только классификацию таких событий (чтобы знать, что расследовать), но и порядок организации их расследования (каким уполномоченным органом, в какие сроки, какие цели достигаются). Поэтому сравнительный анализ различных подходов к расследованию нарушений безопасности движения, их достоинств и недостатков представляет определенный интерес.

В настоящее время в развитых странах наличие определенным образом отработанных технологий расследования нарушений безопасности движения рассматривается как непременная составная часть, обязательный элемент системы менеджмента безопасности на железных дорогах [1]. В ОАО «Российские железные дороги», в котором идет процесс развития системы менеджмента безопасности движения (СМБД), данная технология также включена в СМБД как ее обязательный элемент. К нему применяется процессный подход, в соответствии с которым объектом управления является процесс расследования, как показано на рис. 1.

В ОАО «РЖД» в соответствии с предписаниями Минтранса России выделяют 3 группы нарушений безопасности движения:

  1. транспортные происшествия (крушения, аварии, происшествия при перевозке опасных грузов, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера), о которых требуется незамедлительное оповещение территориальных органов МЧС России, Ространснадзора и  его территориальных органов, органов прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и местного самоуправления; 
  2. события, связанные с  нарушениями безопасности движения (возгорания груза в вагоне или контейнере; сходы или столкновения железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или столкновения с другим транспортным средством вне или на железнодорожном переезде, если они не привели к транспортным происшествиям; затопление, пожар или нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры, вызвавшие полный перерыв движения хотя бы по одному из путей на перегоне на 1 час и более; происшествия при перевозке опасных грузов, приведшие к  чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера), о которых требуется оповещение в течение 3 часов с момента случившегося Ространснадзора и его территориальных органов;
  3. события, связанные с  нарушениями безопасности движения (опасные действия (бездействия) людей, изломы и другие опасные отказы, неисправности или нарушения работоспособности элементов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, нарушения технических условий погрузки грузов, багажа и грузобагажа, которые не привели к последствиям первых двух групп нарушений безопасности движения), о которых ежемесячно информируется Ространснадзор и его территориальные органы.

Для проведения расследований нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» Минтрансом России делегировано право ОАО «РЖД» создавать свою комиссию по расследованию с включением в нее заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков. При этом для проведения расследований транспортных происшествий (первая группа нарушений безопасности движения) одновременно создается комиссия Ространснадзора из числа его работников. Такая же комиссия создается для проведения расследования событий (вторая и третья группа нарушений безопасности движения), если техническое заключение о причинах и последствиях события содержит особое мнение члена комиссии ОАО «РЖД».

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Организация расследования нарушений безопасности движения. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: