На железных дорогах всех стран мира большое внимание уделяется вопросам расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее – нарушения безопасности движения). На протяжении всего длительного периода развития железнодорожного транспорта и в условиях разделения стран государственными границами сложилось так, что каждая из стран шла своим путем, разрабатывая не только классификацию таких событий (чтобы знать, что расследовать), но и порядок организации их расследования (каким уполномоченным органом, в какие сроки, какие цели достигаются). Поэтому сравнительный анализ различных подходов к расследованию нарушений безопасности движения, их достоинств и недостатков представляет определенный интерес.
В настоящее время в развитых странах наличие определенным образом отработанных технологий расследования нарушений безопасности движения рассматривается как непременная составная часть, обязательный элемент системы менеджмента безопасности на железных дорогах [1]. В ОАО «Российские железные дороги», в котором идет процесс развития системы менеджмента безопасности движения (СМБД), данная технология также включена в СМБД как ее обязательный элемент. К нему применяется процессный подход, в соответствии с которым объектом управления является процесс расследования, как показано на рис. 1.
В ОАО «РЖД» в соответствии с предписаниями Минтранса России выделяют 3 группы нарушений безопасности движения:
- транспортные происшествия (крушения, аварии, происшествия при перевозке опасных грузов, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера), о которых требуется незамедлительное оповещение территориальных органов МЧС России, Ространснадзора и его территориальных органов, органов прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и местного самоуправления;
- события, связанные с нарушениями безопасности движения (возгорания груза в вагоне или контейнере; сходы или столкновения железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или столкновения с другим транспортным средством вне или на железнодорожном переезде, если они не привели к транспортным происшествиям; затопление, пожар или нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры, вызвавшие полный перерыв движения хотя бы по одному из путей на перегоне на 1 час и более; происшествия при перевозке опасных грузов, приведшие к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера), о которых требуется оповещение в течение 3 часов с момента случившегося Ространснадзора и его территориальных органов;
- события, связанные с нарушениями безопасности движения (опасные действия (бездействия) людей, изломы и другие опасные отказы, неисправности или нарушения работоспособности элементов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, нарушения технических условий погрузки грузов, багажа и грузобагажа, которые не привели к последствиям первых двух групп нарушений безопасности движения), о которых ежемесячно информируется Ространснадзор и его территориальные органы.
Для проведения расследований нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» Минтрансом России делегировано право ОАО «РЖД» создавать свою комиссию по расследованию с включением в нее заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков. При этом для проведения расследований транспортных происшествий (первая группа нарушений безопасности движения) одновременно создается комиссия Ространснадзора из числа его работников. Такая же комиссия создается для проведения расследования событий (вторая и третья группа нарушений безопасности движения), если техническое заключение о причинах и последствиях события содержит особое мнение члена комиссии ОАО «РЖД».