По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Организация работы образовательных организаций по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью: вопросы теории и практики

Новиков В. Г. д-р экон. наук, д-р соц. наук, профессор, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Гридасова Е. А. канд. пед. наук, доцент, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью образовательной организации по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Уделено внимание проблематике формирования и функционирования специализированных структурных подразделений в вузах, структуре и требованиям к кадровому составу такого подразделения, системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству, работы с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры, организации производственной практики для лиц с инвалидностью, работы с потенциальными работодателями.

Литература:

1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях (утверждены заместителем министра образования и науки РФ А. А. Климовым 08.04.2014 №АК-44/05вн). Текст методических рекомендаций официально опубликован не был [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant. ru/70680520.

2. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. №16-2/10/П-7704 «О Методических рекомендациях по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов» // Официальные документы в образовании. — 2016. — №10.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 893-р «О плане мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 гг.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71572298.

4. Приказ Минтруда России от 19 сентября 2017 г. № 680 «О мониторинге занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства Российской Федерации в части квотирования рабочих мест для инвалидов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_278657.

5. Приказ Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 февраля 2016 г. №6.

В соответствии с принятым Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов является их реабилитация, которая представляет собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических мероприятий. Цель реабилитации — максимально глубокая интеграция инвалидов в социальную жизнь общества и в трудовую деятельность.

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является не только получение ими полноценного профессионального образования, но и последующее трудоустройство и полноценное включение в систему общественного воспроизводства. В этой связи учреждения профессионального образования призваны выполнять важную роль в становлении новой государственной системы социальной защиты инвалидов.

Деятельность образовательной организации по содействию в трудоустройстве выпускников образовательных организаций, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, реализуется через структурное подразделение, которое помогает студентам и выпускникам определиться с направлением дальнейшей занятости и построить траекторию своей карьеры. Одним из основных критериев работы такого структурного подразделения является в том числе повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также их закрепление на рабочих местах.

Содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях предполагает:

• создание материально-технической базы для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в структурном подразделении, отвечающем за содействие в трудоустройстве;

• проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и будущими абитуриентами в случае, если это профессиональная образовательная организация или образовательная организация высшего образования;

• формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ;

Для Цитирования:
Новиков В. Г., Гридасова Е. А., Организация работы образовательных организаций по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью: вопросы теории и практики. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: