Сегодня пациенты имеют возможность выбирать любую медицинскую организацию в отечественной системе здравоохранения для получения необходимой медицинской помощи. Безусловно, они ожидают получить качественную медицинскую помощь, в предоставлении которой ключевая роль принадлежит сестринскому персоналу [1, 3].
В процессе развития сестринской практики внедряются новые организационные модели, расширяются сферы самостоятельного выполнения сестринского обслуживания. Медицинские сестры оказывают помощь и поддержку людям, испытывающим потребность в сестринском уходе вследствие возрастных изменений, физических или психических нарушений, а также проводят профилактику потенциальных рисков для здоровья [4, 5]. Сестринский персонал принимает на себя ответственность за планирование и ведение сестринской помощи пациентам, включая супервизию коллег, работая автономно или в команде с врачами и другими специалистами.
В данной статье речь пойдет о клиентоориентированном подходе и снижении рисков, связанных с безопасностью здоровья пациента, который реализуется в ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары) (далее — Центр).
С 2014 года в Центре успешно функционирует в структуре консультативной поликлиники кабинет доврачебного приема, который оснащен современным медицинским оборудованием. Основным специалистом кабинета является медицинская сестра, ведущая самостоятельный доврачебный прием пациентов травматолого-ортопедического и нейрохирургического профиля, запланированных на госпитализацию в дневной или круглосуточный стационар (рис. 1).
Медицинская сестра системно подходит к подготовке пациента к оперативному вмешательству, решению имеющихся проблем, определяя потребности уже на этапе общения с ним и его родственниками. Основные задачи медицинской сестры, которые она ежедневно решает в процессе рабочей смены, условно можно разделить на три блока.
Первый блок — это организация подготовки пациента к госпитализации на оперативное вмешательство в круглосуточный или в дневной стационар.