Принципы организации экстренной медицинской помощи больным, а также пострадавшим в чрезвычайных ситуациях основаны на общих положениях системы охраны здоровья населения и оказания ему скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи [1, 2]. При этом в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» успешно реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации [3], которые включают такие показатели, как доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток от общего числа больных, к которым совершены вылеты, а также число лиц (пациентов), дополнительно эвакуированных с использованием санитарной авиации. Санитарно-авиационные эвакуации граждан Российской Федерации в настоящее время на региональном уровне в Республике Крым с 2017 г. осуществляются государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи». В целом по территории Российской Федерации авиационная медицинская эвакуация производится с использованием различных типов воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства, где 70–80% принадлежит вертолетам.
Выполнение полетов имеет свои специфические особенности, сопряжено с определенными рисками, которые могут возникнуть во время эксплуатации авиационной техники, что может усложнить проведение реанимационных мероприятий больному на борту воздушного судна [4]. В то же время особенностям взаимодействия между членами авиационной медицинской бригады и летным экипажем в вопросах медицинского обеспечения, какие существуют традиционно в составе выездной бригады скорой медицинской помощи между водительским и медицинским составом, уделено недостаточно внимания.
Цель исследования — оценка работы авиационных медицинских бригад Территориального центра медицины катастроф Республики Крым по оказанию экстренной медицинской эвакуации, экстренной консультативной медицинской помощи нуждающимся больным, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.