В условиях успешно проведенной модернизации отечественного здравоохранения, которая изменила внешний и внутренний облик медицинских учреждений, перед руководителями всех уровней управления здравоохранением, руководители сестринских служб не являются исключением, стоит задача совершенствовать менеджмент медицинских организаций (МО), от которого зависит успех в достижении целей и задач, обозначенных в стратегических государственных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
Это ставит перед системой медицинского образования задачи по подготовке руководителей МО новой формации, которым должны быть присущи следующие качества: профессиональная компетентность; качество труда; способность самостоятельно планировать и гибко реагировать на новые вызовы времени; осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность; умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их результат; нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности [1].
Прозвучавший в 1997 году с трибуны первого съезда средних медицинских работников тезис «Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь» не теряет своей актуальности и в реалиях сегодняшнего дня. Без высокого профессионализма медицинских работников невозможно решить задачи, обозначенные национальным проектом «Здравоохранение». Существенную роль в их реализации играют специалисты сестринского дела, которых в отрасли насчитывается свыше 1,5 млн человек, включая медицинских сестер, фельдшеров и акушерок [4].
Решение задач по профессиональной подготовке сестринского персонала возложено на систему средних медицинских образовательных учреждений и центров повышения квалификации. Получив базовое образование в колледже, специалисты включаются в государственную систему повышения квалификации, в соответствии с которой они повышают свой профессиональный уровень 1 раз в 5 лет. Но, как показывает практика, сложившаяся система повышения квалификации с обозначенной периодичностью лет не дает должного результата [4]. Сегодня, как никогда, необходим поиск новых путей для повышения эффективности последипломной подготовки специалистов, одним из которых может быть создание практики непрерывного обучения на базе самой МО в формате инновационной модели обучения — гибридного обучения [3].