По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5+331.36 DOI:10.33920/med-05-2304-01

Организация подготовки специалистов на рабочем месте в формате гибридного обучения

Молчанова Екатерина Геннадьевна очный аспирант кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП, ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, 426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281, e-mail: 8951194@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1877-2880
Злобина Галина Максимовна доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП, ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, 426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281, e-mail: gmzlobina@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-1939-1226

В статье представлены результаты исследования, которые свидетельствуют о реальной возможности проведения обучения специалистов без отрыва от производства. Внедрение системы непрерывного повышения квалификации в формате гибридного обучения создает условия для закрепления и повышения профессиональных знаний сестринского персонала, что в перспективе существенным образом скажется на качестве медицинской помощи детскому населению региона. Разработанная модель обучения медицинских сестер в условиях медицинской организации с использованием структурированной программы и гибридного обучения может быть использована как инструмент для закрепления профессиональных знаний и умений, так и формирования новых компетенций. Цель исследования. На основе организационного моделирования очно-заочных циклов обучения сестринского персонала, проводимых в медицинской организации, повысить профессиональную компетентность специалистов сестринского дела по уходу за детьми с эпилепсией в условиях специализированных неврологических отделений. Результаты. После обучения при проведении рефлексии медицинские сестры высказали следующие мнения: «Появилось желание заниматься на повторных циклах обучения»; «Изменилось отношение к выполнению профессиональных обязанностей»; «Повысилась ответственность за результат ухода»; «Работа с кейсами способствовала формированию клинического мышления и стимулировала к поиску дополнительной информации для повышения своей компетентности», соответственно 54,3±4,9; 96,7±1,84; 53,2±6,2; 67,4±4,2 на 100 респондентов. Все медицинские сестры (100 %) отметили, что новая форма итоговой аттестации вызвала у них не только интерес, но и желание принять участие в чемпионате WORLDskills. Заключение. Исследование имеет практическое значение для специалистов медицинских и образовательных организаций для организации гибридной формы обучения.

Литература:

1. Двойников С. И. Современное состояние и основные направления развития сестринского дела в Российской Федерации /С. И. Двойников //Сб. матер. III Всероссийского съезда средних мед. работ. 14–16 декабря 2008; С. 5–8.

2. Кляритская И. Л. Развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций /И. Л. Кляритская //Крымский терапевтический журнал. — 2019. — № 1; С. 51–55.

3. Найговзина Н. Б. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования /Н. Б. Найговзина //Здравоохранение Российской Федерации. — 2016. — № 60 (1); С. 35–40.

4. Якимова Н. В. Инновационный подход к формированию профессионально-развивающей образовательной среды /Н. В Якимова //Проблемы и перспективы высшего и среднего сестринского образования: интеграция в современное здравоохранение: материалы научно-практической конференции с международным участием 2–3 ноября 2016 года, посвященной 25-летию открытия первого в России факультета высшего сестринского образования, г. Москва. — 2016; С. 336–337.

1. Dvoinikov S.I. Sovremennoe sostoianie i osnovnye napravleniia razvitiia sestrinskogo dela v Rossiiskoi Federatsii [Current state and main directions of development of nursing in the Russian Federation] /S.I. Dvoinikov //Collection of materials of the III All-Russian Congress of Nursing Staff. December 14-16, 2008; pp. 5-8. (In Russian)

2. Kliaritskaia I.L. Razvitie professionalnoi kompetentnosti rukovoditelei i spetsialistov meditsinskikh organizatsii [Development of professional competence of managers and specialists of medical organizations] /I.L. Kliaritskaia // Krymskii terapevticheskii zhurnal [Crimean Therapeutic Journal]. – 2019. – No. 1; pp. 51-55. (In Russian)

3. Naigovzina N.B. Zadachi podgotovki i nepreryvnogo professionalnogo razvitiia administrativnoupravlencheskikh kadrov zdravookhraneniia v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniia [Tasks of training and continuous professional development of administrative and managerial personnel of health care in the system of additional professional education] /N.B. Naigovzina // Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii [Health Care of the Russian Federation]. – 2016. – No. 60(1); pp. 35-40. (In Russian)

4. Iakimova N.V. Innovatsionnyi podkhod k formirovaniiu professionalno-razvivaiushchei obrazovatelnoi sredy [An innovative approach to the formation of a professionally developing educational environment] /N.V. Iakimova // Problemy i perspektivy vysshego i srednego sestrinskogo obrazovaniia: integratsiia v sovremennoe zdravookhranenie [Problems and Prospects of Higher and Secondary Nursing Education: Integration into Modern Health Care]: materials of the scientific and practical conference with international participation on November 2-3, 2016, dedicated to the 25th anniversary of the opening the first faculty of higher nursing education in Russia, Moscow. – 2016; pp. 336-337. (In Russian)

В условиях успешно проведенной модернизации отечественного здравоохранения, которая изменила внешний и внутренний облик медицинских учреждений, перед руководителями всех уровней управления здравоохранением, руководители сестринских служб не являются исключением, стоит задача совершенствовать менеджмент медицинских организаций (МО), от которого зависит успех в достижении целей и задач, обозначенных в стратегических государственных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

Это ставит перед системой медицинского образования задачи по подготовке руководителей МО новой формации, которым должны быть присущи следующие качества: профессиональная компетентность; качество труда; способность самостоятельно планировать и гибко реагировать на новые вызовы времени; осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность; умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их результат; нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности [1].

Прозвучавший в 1997 году с трибуны первого съезда средних медицинских работников тезис «Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь» не теряет своей актуальности и в реалиях сегодняшнего дня. Без высокого профессионализма медицинских работников невозможно решить задачи, обозначенные национальным проектом «Здравоохранение». Существенную роль в их реализации играют специалисты сестринского дела, которых в отрасли насчитывается свыше 1,5 млн человек, включая медицинских сестер, фельдшеров и акушерок [4].

Решение задач по профессиональной подготовке сестринского персонала возложено на систему средних медицинских образовательных учреждений и центров повышения квалификации. Получив базовое образование в колледже, специалисты включаются в государственную систему повышения квалификации, в соответствии с которой они повышают свой профессиональный уровень 1 раз в 5 лет. Но, как показывает практика, сложившаяся система повышения квалификации с обозначенной периодичностью лет не дает должного результата [4]. Сегодня, как никогда, необходим поиск новых путей для повышения эффективности последипломной подготовки специалистов, одним из которых может быть создание практики непрерывного обучения на базе самой МО в формате инновационной модели обучения — гибридного обучения [3].

Для Цитирования:
Молчанова Екатерина Геннадьевна, Злобина Галина Максимовна, Организация подготовки специалистов на рабочем месте в формате гибридного обучения. Медсестра. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: