По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2011-01

Организация подготовки медицинских кадров во время пандемии коронавирусной инфекции нового типа: опыт МБУ ИНО ФМБЦ им. А. И. Бурназяна

Кузнецова Ольга Валерьевна кандидат биологических наук, первый проректор Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна» (Москва, 123098), главный внештатный специалист ФМБА России по медицинскому и фармацевтическому образованию, olga.fmbc@mail.ru

Статья посвящена проблемам организации подготовки врачей в период пандемии коронавирусной инфекции нового типа. Автор описывает опыт федерального научного центра в подготовке врачей к работе в условиях инфекционных госпиталей. Большое внимание уделено организации учебного процесса ординаторов и аспирантов. Автор приходит к заключению о важности полученного опыта для понимания перспектив системы образования и большой роли трудового коллектива преподавателей в преодолении трудностей, вызванных пандемией COVID-2019.

Литература:

1. Кузнецова О. В., Самойлов А. С., Романов С. В., Абаева О. П. От сертификации к аккредитации: история развития отечественного медицинского образования и перспективы перехода к системе НМО. Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20 (4): 551–558.

2. Романов С. В., Самойлов А. С., Кузнецова О. В., Абаева О. П. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: СпецЛит. 2018: 55 с.

3. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Филиппов А. Ю. Проблемы высшей медицинской школы по подготовке кадров отрасли в условиях новой законодательной базы. Медицинское право. 2013; 2: 17–21.

4. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П. Право специалистов на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. — Москва. 2011: 76 с.

5. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П. Нормативно-правовое регулирование допуска врачебных кадров к профессиональной деятельности: Учебное пособие. — Москва: Миклош. 2010: 68 с.

6. Кузнецова О. В., Самойлов А. С., Волпянская О. И. О подготовке кадров для ядерной медицины. Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2019; 64 (2): 82–88.

7. Мелерзанов А. В., Александрова О. Ю., Свистунов А. А. Подготовка кадров для цифрового здравоохранения. Сеченовский вестник. 2017; 3 (29): 15–24.

8. Решетников А. В., Трегубов В. Н., Шамшурина Н.Г., Марочкина Е. Б., Жилина Т. Н. Перспективы использования массовых открытых онлайн курсов в системе непрерывного медицинского образования организаторов здравоохранения. Сеченовский вестник. 2016. 1 (23): 39–42.

9. Мурыгина М. М., Абаева О. П. Опыт организации работы в системе непрерывного медицинского образования на примере многопрофильной медицинской организации. Главврач. 2020; 3: 27–35.

10. Абаева О. П. Отношение студентов и преподавателей к дистанционному обучению в период эпидемии коронавирусной инфекции нового типа. Главврач. 2020; 6: 36–43.

11. Ведунова М. В., Абаева О. П. Организация практической подготовки студентов медицинских специальностей в условиях пандемии COVID-19. Главврач. 2020; 9: 39–45.

1. Kuznetsova O.V., Samoylov A.S., Romanov S.V., Abaeva O.P. From certification to accreditation: history of the development of domestic medical education and prospects of transition to the Сontinuing Medical Education system. Emergency medicine. 2018. Vol. 20. No. 4. Pp. 551-558.

2. Romanov S.V., Samoylov A.S., Kuznetsova O.V., Abaeva O.P. From certification to accreditation: the procedure for training and admission of medical workers to perform professional duties over the past thirty years. Manual / Saint Petersburg: SpetsLit, 2018. – 55 p.

3. Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Filippov A.Yu. Problems of higher medical school for training medical personnel in the new legislative framework. Medical law. 2013. No. 2. Pp. 17-21.

4. Filippov Yu.N., Abaeva O.P. The right of specialists to engage in medical and pharmaceutical activities. Moscow, 2011. – 76 p.

5. Filippov Yu.N., Abaeva O.P. Normative and legal regulation of admission of medical personnel to professional activity. Manual. Moscow: Miklosh, 2010. – 68 p.

6. Kuznetsova O.V., Samoylov A.S., Volpyanskaya O.I. On training personnel for nuclear medicine. Medical radiology and radiation safety. 2019. Vol. 64. No. 2. Pp. 82-88.

7. Melerzanov A.V., Aleksandrova O.Yu., Svistunov A.A. Training for digital healthcare. Sechenovsky Bulletin. 2017. No. 3 (29). Pp. 15-24.

8. Reshetnikov A.V., Tregubov V.N., Shamshurina N.G., Marochkina E.B., Zhilina T.N. Prospects of using mass open online courses in the system of continuing medical education of healthcare organizers. Sechenovsky Bulletin. 2016. No. 1 (23). Pp. 39-42.

9. Murygina M.M., Abaeva O.P. The experience of organizing work in the system of continuous medical education on the example of a multidisciplinary medical organization. Chief medical officer. 2020. No.3. Pp. 27-35.

10. Abaeva O.P. The attitude of students and teachers to distance learning during the pandemic of the new type of coronavirus infection. Chief medical officer. 2020. No. 6. Pp. 36-43.

11. Vedunova M.V., Abaeva O.P. Organization of practical training of medical students in the conditions of the COVID-19 pandemic. Chief medical officer. 2020. No. 9. Pp. 39-42.

Важность профессионализма врача трудно переоценить. Именно от уровня готовности к профессиональной деятельности зависит в большой мере успешность лечения, частота и тяжесть осложнений, а иногда и жизнь пациента, в связи с чем в нашей стране была создана система дополнительного профессионального образования, предусматривающая необходимость профессионального развития медицинских кадров в течение всего периода работы в здравоохранении [1–5] и имеющая возможности для адаптации работников к различным условиям труда [6–8]. Принципиально новым этапом развития отечественной системы дополнительного профессионального образования стала работа по подготовке врачей и медицинских сестер к новой процедуре допуска работников к выполнению профессиональной деятельности — аккредитации специалистов [1, 2, 9].

Медицинское профессиональное сообщество России, как и все мировое сообщество медицинских работников, столкнулось в начале 2020 г. с совершенно новой эпидемиологической ситуацией, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. Этот опыт явился совершенно неожиданным и дерзким вызовом для современной российской системы здравоохранения, который высветил как слабые, так и сильные стороны нашего здравоохранения и, как ни странно это может показаться, отечественного профессионального образования. Пандемия показала не только слабые и сильные стороны организации системы здравоохранения, его организационно-управленческой вертикали, особенности научных школ и подходов в лечении, но уровень подготовки наших медиков. Причем уровень не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и фундаментальные основы — отношение к профессии, восприятие себя как часть коллектива, жертвенность наших медиков, их смекалку и готовность к самоотверженному труду. Еще один интересный, на мой взгляд, аспект: пандемия показала устойчивость, гибкость и способность к быстрой адаптации самой системы образования и ее главной составляющей — преподавательского состава [10, 11].

Именно этот опыт, зачастую тяжелый, даже временами трагичный, вернул отношение к профессии врача, медицинской сестры, как чему-то большему, чем просто ремеслу, к сфере услуг. Причем это отношение вернулось не только у общества, но и у самих медиков.

Для Цитирования:
Кузнецова Ольга Валерьевна, Организация подготовки медицинских кадров во время пандемии коронавирусной инфекции нового типа: опыт МБУ ИНО ФМБЦ им. А. И. Бурназяна. ГЛАВВРАЧ. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: