По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.025

Организация питания пассажиров на железнодорожном транспорте

Одним из важных аспектов безопасности проезда пассажиров на железнодорожном транспорте является обеспечение их полноценным питанием. Статья посвящена правильной организации питания пассажиров на железной дороге.

Обслуживание пассажиров на железнодорожном транспорте осуществляется на вокзалах, станциях, перронах, в поездах. Услугами предприятий общественного питания, расположенных на вокзалах и станциях, пользуются преимущественно отъезжающие и транзитные пассажиры. Формы обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта должны обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей людей в питании при минимальных затратах времени.

На вокзалах, станциях, перронах пассажиров обслуживают в ресторанах, кафе, барах, а также на предприятиях быстрого обслуживания: бистро, в кафе-автоматах, закусочныхавтоматах.

Для пассажиров с детьми в обеденных залах ресторанов и кафе устанавливаются несколько детских столиков, которые сервируют детской посудой. По просьбе пассажиров горячие блюда могут быть доставлены официантами ресторана в комнату матери и ребенка. В ресторане ежедневно приготовляют детские блюда (молочные супы, прозрачные бульоны, различные каши, запеканки со сладкими соусами, кисели, компоты, горячее молоко).

В кафе и на предприятиях быстрого обслуживания на вокзалах и станциях реализуют, как правило, горячие напитки, холодные закуски несложного приготовления в индивидуальной упаковке, бутерброды, бульоны с пирогами в ассортименте, пельмени, вареники, слоеные пирожные с фруктами, булочные изделия (круассаны, булочки, ватрушки), фруктовую и минеральную воду, кисломолочные продукты. На перроне в киосках, на лотках пассажиры могут купить пирожки, булочки, бутерброды, дорожные наборы, соки, фруктовую и минеральную воду, а с передвижных мармитных тележек с подогревом — хот-доги, чебуреки, горячие сосиски, сардельки, кофе.

Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования осуществляется в вагонах-ресторанах, вагонах-кафе, вагонах-барах, купе-буфетах, непосредственно в вагонах поезда официантами-разносчиками.

Вагон-ресторан — предприятие общественного питания, предназначенное для обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта, находящегося в пути в одном направлении более суток.

Вагон-ресторан имеет зал для потребителей, производственное поме щение, моечное отделение и буфет. Скоропортящиеся товары хранят в охлаждающихся шкафах, люках. Реализуются холодные закуски, первые, вторые блюда, винно-водочные изделия, холодные и горячие напитки, кондитерские и табачные изделия. Обслуживание в вагоне-ресторане осуществляется официантами. Вагоны-рестораны должны быть полностью подготовлены к моменту подачи составов для посадки пассажиров и открыты не менее 12 ч в сутки. Вагоны-рестораны работают с 9 до 23 ч в день отправления, а в остальные дни до 22 ч с двумя перерывами не более 30 мин каждый. Вход в вагон-ресторан прекращается за 30 мин до его закрытия.

Как правило, в обычных поездах дальнего следования имеется вагонресторан или вагон-кафе, в туристических поездках — два-три с учетом заказа. В зависимости от назначения поезда и контингента пассажиров комплектуют рейсовую бригаду. Она состоит из 5–7 чел.: директора, заведующего производством, повара, кухонного рабочего, мойщика посуды, двух официантов, в том числе одного официанта-разносчика. При нахождении поезда в пути в одну сторону свыше трех суток разрешается включать в состав бригады дополнительно повара ночной смены и второго официанта-разносчика. Сформированная рейсовая бригада приступает к приемке вагона-ресторана для организации в нем питания только при наличии наряда и специального разрешения бухгалтерии на допуск к работе с материальными ценностями. Члены рейсовой бригады должны иметь удостоверения личности и медицинские книжки, а директора, заведующие производством и кухонные рабочие, кроме того, и удостоверения на право эксплуатации оборудования. Официанты подчиняются непосредственно директору вагонаресторана или вагона-кафе. Основная обязанность официантов состоит в обслуживании в салонах. Однако они принимают участие в реализации обеденной и другой продукции путем разноски ее по вагонам поезда или обслуживания пассажиров в купе, в погрузке и размещении товаров, уборке помещений. До открытия вагона-ресторана официанты производят влажную уборку, накрывают столы скатертями и осуществляют их предварительную сервировку.

В обеденное время пассажирам предлагают комплексные обеды.

При обслуживании официанты обязаны соблюдать установленный порядок оформления заказов и получения блюд по чекам. При расчете с посетителем ему выдается фирменный счет с учетом выделенной отдельной строкой суммы налога с продажи. Выполненный заказ подтверждается подписью официанта на счете и передается пассажиру.

В вагонах-ресторанах поездов используют меню со свободным выбором блюд, в состав которого входят диетические блюда и блюда для питания детей. Обслуживание пассажиров непосредственно в вагонах осуществляется через официантов-разносчиков. Регулярно в течение рабочего времени официант-разносчик, проходя по вагонам, предлагает пассажирам кисломолочную продукцию, булочки, сэндвичи, готовые кулинарные изделия в широком ассортименте. Одновременно он принимает заказы на доставку обедов пассажирам в вагоны, приносит их на подносах или в корзинах в согласованное с пассажирами время. По окончании обслуживания убирает использованную посуду.

Особое внимание в вагонах-ресторанах уделяется комплектованию и реализации дорожных наборов.

В вагонах-ресторанах повышенной комфортности пассажирам предоставляют наборы питания, стоимость которых включается в цену проездных билетов.

Наборы питания, поступающие в вагоны с баз снабжения, сопровождаются накладными и документами, гарантирующими их безопасность и качество (сертификаты соответствия; удостоверения о качестве с указанием наименования предприятия-изготовителя, нормативного документа, по которому выработана продукция, сроки хранения, массы упаковочной единицы, цены одной штуки изделия, санитарное заключение о реализации дорожного набора питания, выданное Центром санэпиднадзора на железнодорожном транспорте). Для комплектования наборов питания используются продукты в индивидуальной упаковке и мелкой промышленной упаковке.

Набор продуктов должен укладываться в контейнеры, изготовленные из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами, опечатываться этикеткой с перечнем входящих в набор продуктов, указанием сроков реализации и энергетической ценности набора продуктов. Наборы питания помещаются в специальные сумки, в которых они доставляются в вагон-ресторан. До отправки поезда в рейс сумки с наборами питания хранятся в холодильных камерах вагона-ресторана или вагона-кафе при температуре +2 ºС … +6 ºС и выдаются пассажирам в установленное время с учетом графика движения поезда.

Раздача наборов в вагонах повышенной комфортности осуществляется по внутренней накладной (два экземпляра), в которой указывается номер вагона (заводской и порядковый), фамилия, имя, отчество, табельный номер проводника, количество пассажиров, количество выданных наборов питания, время выдачи по станциям посадки с номерами мест. Накладную подписывают проводник и работник вагона-ресторана. Возможна выдача наборов питания по требованию пассажиров через 15 мин после отправления поезда. О выдаче набора проводником на билете делается запись вручную «Набор выдан, время, подпись». Выдача наборов на обратном пути осуществляется аналогичным способом. В конце рейса в свободную ведомость вносятся данные об обслуживании пассажиров. Сводную ведомость подписывают директор вагона-ресторана и начальник поезда. Количество пассажиров проставляется прописью.

Используемые контейнеры из-под наборов питания, полиэтиленовые стаканы, одноразовые приборы проводники собирают в мешки для мусора и выносят на стоянках к мусоросборникам на определенных станциях. Заявку на наборы питания по прибытии в пункт назначения для следующего рейса директор вагонаресторана подает в диспетчерскую службу базы снабжения вагоновресторанов с учетом остатка, срока реализации и установленной нормы получения их на рейс.

В настоящее время проводят эксперименты по обеспечению пассажиров горячим питанием, стоимость которого включают в цену билетов. Купе-буфеты — предприятие общественного питания, организуемые в поездах с продолжительностью рейса менее суток. Занимают они 2–3 купе, имеют торговое и подсобное помещения, холодильные шкафы. Реализуются бутерброды, кисломолочная продукция, отварные сосиски, горячие напитки и холодные безалкогольные напитки, кондитерские изделия.

Тип предприятия общественного питания в пассажирских поездах должен соответствовать категории поезда (международного сообщения, фирменный, пассажирский) и продолжительности нахождения его в пути следования. В настоящее время на железных дорогах создаются комбинированные предприятия общественного питания.

На базе Новосибирского вагоноремонтного завода изготовлен образец комбинированного вагона-ресторана и бара. Первый зал (со стороны кухни) представляет собой бар с барной стойкой и низкими столиками с полукреслами. Зал оснащен специальным пристенком в виде длинного стола и барными табуретами. Второй зал (салон) оборудован под ресторан. На кухне установлены две четырехкомфорные плиты (газовая и электрическая). Комбинированный вагон-ресторан и бар внедряется на железных дорогах России только по заказам соответствующих дорог.