По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341:378

Организация обучения иностранных граждан по программам высшего образования за счет бюджетных средств на территории России

В.В. Чеха канд. юрид. наук, начальник управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества, профессор кафедры управления образовательными системами Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет

Статья посвящена исследованию механизма регулирования получения иностранными гражданами высшего образования за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации.

Литература:

1. Артемьева И.В. Лекции по образовательному праву: учеб. пособие / И.В. Артемьева, Т.Н. Трошкина – М.: ФЦОЗ, 2012.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: по состоянию на 1 янв. 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). – 1998. – № 31. – Ст. 3823.

3. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. / О.Е. Кутафин – М.: Проспект, 2011. – Т. 2.

4. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко – М.: Проспект, 2014.

5. Глава СК предложил исключить из Конституции принцип приоритета международного права: [интервью с руководителем Следственного комитета (СК) России Александром Бастрыкиным от 26 февраля 2015 г.] [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд». – Режим доступа: http:// www.vz.ru/ news/2015/2/26/731628.html.

6. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. ЖоффреСпинози; пер. с фр. В.А. Туманова – М.: Международные отношения, 1997.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. – 2012. – № 35. – Ст. 4135.

8. Каламкарян Р.А. Международное право как регулятор современных международно-правовых отношений / Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачёв // Государство и право. – 2013. – № 11. – С. 46–59.

9. Петрова Г.В. Международное финансовое право: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2015.

10. О международных договорах Российской Федерации: Федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.

11. Петрова Г.В. Конституционное право как системная основа формирования норм международного финансового права / Г.В. Петрова // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы ХХI века (Кутафинские чтения): тез. докл. по каф. финансового права и бухгалтерского учета. – М.: Элит, 2009.

12. Об экономических, социальных и культурных правах: Междунар. пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюлл. Междунар. договоров. – 2015. – № 3.

13. Еремин С.Г. Концептуальное осмысление международного договора как источника финансового права / С.Г. Еремин // Российская юстиция. – 2011. – № 1. – С. 15–18.

14. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологий [Электронный ресурс]: заключено в Сочи 25.11.2014 г. – Режим доступа: http:// docs. cntd.ru/document/420237894.

15. Соглашение о сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством Республики Ангола в области высшего профессионального и послевузовского профессионального образования: заключено в г. Луанде 14.02.2012 // СЗ РФ. – 2012. – № 46. – Ст. 6363.

16. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве в области высшего образования: заключено в Будапеште 17.02.2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/420263553.

17. Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 // СЗ РФ. – 2013. – № 41. – Ст. 5204.

18. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федер. закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 22. – Ст. 2670.

19. Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 844 // Российская газета. – 2014. – 17 дек.

20. Сивицкий В.А. Систематизация конституционно-правовых актов в современных условиях / В.А. Сивицкий // Систематизация законодательства как способ его развития / отв. ред. В.А. Сивицкий – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010.

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 43) устанавливает право каждого на образование. Также согласно ч. 3 данной статьи Конституции устанавливается право каждого получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование.

Следует обратить внимание на то, что право на образование в Российской Федерации, в том числе право на получение высшего образования на конкурсной основе, не связывается с наличием гражданства: правом на образование обладает каждый находящийся на территории России человек.

Ключевые слова в части 3 ст. 43 Конституции РФ – «конкурсная основа» и «бесплатность». В связи с этим в литературе по образовательному законодательству отмечается взаимосвязь между ст. 43 Конституции РФ и государственной политикой в сфере финансового обеспечения образования за счет бюджета [1, с. 190]. Бесплатность в данном случае применяется к обучающимся, получившим на конкурсной основе доступ к высшему образованию.

Однако данная бесплатность для обучающихся обеспечивается за счет соответствующих бюджетных ассигнований.

Подпункт 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит организацию предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, к полномочиям федеральных органов государственной власти. В связи с этим бесплатность высшего образования в России для иностранных граждан обеспечивается в подавляющем большинстве случаев за счет федерального бюджета.

Учитывая изложенное, возможно сделать вывод о том, что ст. 43 Конституции РФ, по сути, устанавливает обязательства федерального бюджета, выраженные в указании на бесплатность соответствующих видов образования, включая высшее образование, которые распространяются в том числе и на иностранных граждан, находящихся на территории России. Кроме того, она регулирует организующую функцию органов государственной власти в части распределения и использования денежных средств и выступает основой для регулирования финансирования образования нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [2] и других нормативных правовых актов, относящихся к бюджетному законодательству Российской Федерации.

Для Цитирования:
В.В. Чеха, Организация обучения иностранных граждан по программам высшего образования за счет бюджетных средств на территории России. Юрист ВУЗа. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: