По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.5 DOI:10.33920/pol-01-2202-04

Организация научно-исследовательской деятельности студентов как механизм становления будущего специалиста

Горбунов Сергей Алексеевич преподаватель по основной профессиональной образовательной программе — программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, ОБПОУ «КТС», г. Курск

В настоящее время скорость развития и объемы использования разноотраслевых технологий требуют от современного образования компетентного, деятельного, конкурентоспособного специалиста, способного свободно и творчески мыслить, созидать, расширять и совершенствовать умения и навыки через исследования, научную работу; способного ориентироваться и адаптироваться к производственной деятельности. Необходимо, чтобы будущий специалист был способен справиться с любыми возникающими трудностями. В связи с этим крайне важно провести реорганизацию современного образования за счет введения дополнительной нагрузки на обучающихся, совершенствования способов и методов обучения, выбора образовательных дисциплин и их содержания путем согласования вариативной части с заинтересованными работодателями, через внедрение технологий, направленных на формирование комплекса общих и профессиональных компетенций. Важным аспектом становления будущего специалиста является участие в научно-исследовательской деятельности. В данной статье определена роль и значение научно-исследовательской работы студентов, рассмотрены основные этапы становления системы учебно- и научно-исследовательской работы в условиях освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, приведены цели формирования социально-личностных качеств для решения задач в сфере будущей профессиональной деятельности, реализующиеся путем внедрения экспериментальной методики становления будущего специалиста, которая заключается в разделении общих компетенций на функциональные блоки, приведены методы их реализации и оценки.

Литература:

1. Скаковец И. С., Смирнов А. А., Зеленин Л. А., Паначев В. Д., Морозов А. П. Приобщение студентов к развитию творческой и культурной компетентностной активности в научно-исследовательской деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 215–219.

2. Каршибаев Ш. А., Хазраткулов Д. С. Подготовка студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 11. С. 80–82.

3. Рыбак Е. В. Научно-исследовательская деятельность как условие самореализации современного студента // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. № 7. С. 305–311.

4. Коновченко А. В. Научно-исследовательская деятельность студентов как психолого-педагогическая проблема // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 12. С. 37–39.

5. Ефремов А. Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов в парадигме компетентностного подхода // В книге: Развитие науки и образования. Чебоксары, 2018. С. 276–285.

6. Кравченко Н. Н. Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности // Современное образование: традиции и инновации. 2018. № 4. С. 111–115.

7. Занфир Л. Н. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности // Перспективы науки. 2020. № 8 (131). С. 146–148.

8. Патрушев С. Б., Куц М. Н., Степанова Я. В. Формирование у студентов мотивации к научно-исследовательской деятельности // Среднее профессиональное образование. 2020. № 8 (300). С. 24–29.

9. Актанаева М. А. Наставничество как форма научно-исследовательской деятельности студентов // Студенческая наука и XXI век. 2019. Т. 16. № 1–2 (18). С. 199–200.

10. Аникеева О. А. Научно-исследовательская деятельность студентов в практико-ориентированной модели образования // Актуальные региональные проблемы социальной защиты населения: сб. статей участников конкурса научно-исследовательских работ по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / под ред. О. А. Аникеевой. М., 2020. С. 7–19.

11. Роенко Б. И. Научно-исследовательская деятельность студентов как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 4. С. 94–97.

12. Мачугин А. Е. Тенденции развития научно-исследовательской деятельности студентов: продвижение в онлайн // Высшее образование сегодня. 2021. № 1. С. 27–31.

13. Мелешко Е. А. Личностное самосовершенствование студентов в процессе научно-исследовательской деятельности // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2020. № 4 (28). С. 58–62.

14. Левашова Ю. В., Шарикова Ю. В. Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской работе и разработка методов его повышения // Вопросы управления. 2019. № 5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-urovnya-motivatsii-studentov-k-nauchnoissledovatelskoy-rabote-i-razrabotka-metodov-ego-povysheniya (дата обращения: 01.11.2021).

15. Комиссарова С. А., Кравченко Л. Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов и школьников посредством сети Интернет // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 7–8 (23-24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoyraboty-studentov-i-shkolnikov-posredstvom-seti-internet (дата обращения: 01.11.2021).

16. Мадаев С. Р. Исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе // Системные технологии. 2014. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskayadeyatelnoststudentov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 01.11.2021).

17. Панченко Н. Б. Особенности организации научно-исследовательской работы студентов // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov (дата обращения: 01.11.2021).

18. Ваганова Н. О., Лопаткин В. М. Научно-исследовательская работа студентов в организациях среднего профессионального образования // Образование и наука. 2016. № 5 (134). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-v-organizatsiyah-srednegoprofessionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.11.2021).

19. Меньшикова А. А. Методы и подходы подготовки студента к НИР // Science Time. 2017. № 8 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-podhody-podgotovki-studenta-k-nir (дата обращения: 01.11.2021).

20. Семикин В. В., Игнатенко М. С., Фленина Т. А. Философские, психологические и социально-педагогические аспекты исследований научной деятельности обучающейся молодежи // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/filosofskie-psihologicheskie-i-sotsialno-pedagogicheskie-aspekty-issledovaniy-nauchnoydeyatelnosti-obuchayuscheysya-molodezhi (дата обращения: 01.11.2021).

1. Skakovets I. S., Smirnov A. A., Zelenin L. A., Panachev V. D., Morozov A. P. Priobshchenie studentov k razvitiiu tvorcheskoi i kulturnoi kompetentnostnoi aktivnosti v nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti [Introduction of students to the development of creative and cultural competence-based activity in research activities] / I. S. Skakovets, A. A. Smirnov, L. A. Zelenin, V. D. Panachev, A. P. Morozov // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technology]. 2020. No. 9. P. 215–219. (In Russ.)

2. Karshibaev Sh. A., Khazratkulov D. S. Podgotovka studentov k samostoiatelnoi nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti [Preparation of students for independent research activities] / Sh. A. Karshibaev, D. S. Khazratkulov // Simvol nauki: mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal [Symbol of Science: International Scientific Journal]. 2020. No. 11. P. 80–82. (In Russ.)

3. Rybak E. V. Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost kak uslovie samorealizatsii sovremennogo studenta [Research activity as a condition for self-realization of a modern student] / E. V. Rybak // Lichnost v kulture i obrazovanii: psikhologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, sotsializatsiia [Personality in culture and education: psychological support, development, socialization]: materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2019. No. 7. P. 305–311. (In Russ.)

4. Konovchenko A. V. Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost studentov kak psikhologo-pedagogicheskaia problema [Scientific research activity of students as a psychological and pedagogical problem] / A. V. Konovchenko // Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital]. 2018. No. 12. P. 37–39. (In Russ.)

5. Efremov A. Iu. Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost studentov v paradigme kompetentnostnogo podkhoda [Scientific research activity of students in the paradigm of competence-based approach] / A. Iu. Efremov // In the book: Razvitie nauki i obrazovaniia [Development of Science and Education]. Cheboksary, 2018. P. 276–285. (In Russ.)

6. Kravchenko N. N. Gotovnost studentov k nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti [Students' readiness for research activities] / N. N. Kravchenko // Sovremennoe obrazovanie: traditsii i innovatsii [Modern education: traditions and innovations]. 2018. No. 4. P. 111–115.

7. Zanfir L. N. Motivatsiia studentov k nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti [Motivation of students for research activities] / L. N. Zanfir // Perspektivy nauki [Prospects for Science]. 2020. No. 8 (131). P 146–148. (In Russ.)

8. Patrushev S. B., Kuts M. N., Stepanova Ia. V. Formirovanie u studentov motivatsii k nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti [Formation of students' motivation for research activities] / S. B. Patrushev, M. N. Kuts, Ia. V. Stepanova // Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary Vocational Education]. 2020. No. 8 (300). P. 24–29. (In Russ.)

9. Aktanaeva M. A. Nastavnichestvo kak forma nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti studentov [Mentoring as a form of students' research activities] / M. A. Aktanaeva // Studencheskaia nauka i XXI vek [Student science and the XXI century]. 2019. Vol. 16. No. 1–2 (18). P. 199–200. (In Russ.)

10. Anikeeva O. A. Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost studentov v praktiko-orientirovannoi modeli obrazovaniia [Research activities of students in a practice-oriented model of education] / O. A. Anikeeva // In the collection: Aktualnye regionalnye problemy sotsialnoi zashchity naseleniia [Topical regional problems of social protection of the population]. Collection of articles by participants in the competition for research works in the field of training and specialty «Social work». Edited by O. A. Anikeeva. Moscow, 2020. P. 7–19. (In Russ.)

11. Roenko B. I. Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost studentov kak komponent professionalnoi kompetentnosti budushchego spetsialista [Research activities of students as a component of the professional competence of a future specialist] / B. I. Roenko // Sovremennoe obrazovanie: traditsii i innovatsii [Modern education: traditions and innovations]. 2020. No. 4. P. 94–97. (In Russ.)

12. Machugin A. E. Tendentsii razvitiia nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti studentov: prodvizhenie v onlain [Trends in the development of students' research activities: online promotion] / A. E. Machugin // Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today]. 2021. No. 1. P. 27–31. (In Russ.)

13. Meleshko E. A. Lichnostnoe samosovershenstvovanie studentov v protsesse nauchno-issledovatelskoi deiatelnosti [Personal self-improvement of students in the process of research activities] / E. A. Meleshko // Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik (Vestnik Obiedineniia pravoslavnykh uchenykh) [International Scientific Bulletin (Bulletin of the Association of Orthodox Scientists)]. 2020. № 4 (28). P. 58–62. (In Russ.)

14. Levashova Iu. V., Sharikova Iu. V. Vyiavlenie urovnia motivatsii studentov k nauchno-issledovatelskoi rabote i razrabotka metodov ego povysheniia [Identification of the level of students' motivation for research work and the development of methods for its increase] // Voprosy upravleniia [Management issues]. 2019. No. 5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-urovnya-motivatsiistudentov-k-nauchno-issledovatelskoy-rabote-i-razrabotka-metodov-ego-povysheniya (date of access: 01.11.2021). (In Russ.)

15. Komissarova S. A., Kravchenko L. Iu. Organizatsiia nauchno-issledovatelskoi raboty studentov i shkolnikov posredstvom seti Internet [Organization of research work of students and schoolchildren through the Internet] // Sankt-Peterburgskii obrazovatelnyi vestnik [St. Petersburg educational bulletin]. 2018. № 7–8 (23-24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-i-shkolnikov-posredstvom-seti-internet (date of access: 01.11.2021). (In Russ.)

16. Madaev S. R. Issledovatelskaia deiatelnost studentov v obrazovatelnom protsesse [Research activities of students in the educational process] // Sistemnye tekhnologii [System technologies]. 2014. No. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnoststudentov-v-obrazovatelnomprotsesse (date of access: 1.11.2021). (In Russ.)

17. Panchenko N. B. Osobennosti organizatsii nauchno-issledovatelskoi raboty studentov [Features of the organization of research work of students] // Izvestiia vuzov. Sotsiologiia. Ekonomika. Politika [News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics]. 2013. No. 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov (date of access: 01.11.2021). (In Russ.)

18. Vaganova N. O., Lopatkin V. M. Nauchno-issledovatelskaia rabota studentov v organizatsiiakh srednego professionalnogo obrazovaniia [Research work of students in organizations of secondary vocational education] // Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2016. No. 5 (134). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-v-organizatsiyah-srednegoprofessionalnogo-obrazovaniya (date of access: 01.11.2021). (In Russ.)

19. Menshikova A. A. Metody i podkhody podgotovki studenta k NIR [Methods and approaches of preparing a student for research work] // Science Time [Science Time]. 2017. No. 8 (44). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metody-i-podhody-podgotovki-studenta-k-nir (date of access: 01.11.2021). (In Russ.)

20. Semikin V. V., Ignatenko M. S., Flenina T. A. Filosofskie, psikhologicheskie i sotsialno-pedagogicheskie aspekty issledovanii nauchnoi deiatelnosti obuchaiushcheisia molodezhi [Philosophical, psychological and socio-pedagogical aspects of researching the scientific activity of students] // Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State University]. Series: Psychology. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-psihologicheskie-i-sotsialno-pedagogicheskie-aspekty-issledovaniy-nauchnoy-deyatelnosti-obuchayuscheysya-molodezhi (date of access: 01.11.2021). (In Russ.)

Статья поступила 07.11.2021.

Скаковец И. С., Смирнов А. А., Зеленин Л. А., Паначев В. Д., Морозов А. П. выражают мнение, что научно-исследовательская деятельность является одной из важнейших форм, позволяющих приобретать и раскрывать творческую, культурную, смысловую, логическую и значимую сторону знаний студентов в способности осваивать профессиональный, а в дальнейшем компетентностный подход [1].

Каршибаев Ш. А., Хазраткулов Д. С. обозначают, что студент научно-исследовательской деятельности должен знать методологию и методы научных исследований, должен уметь анализировать информацию по выбранной тематике, совершенствоваться в публичном выступлении и применять полученные навыки при подготовке докладов, научных статей, курсовых и выпускных квалификационных работ [2].

Рыбак Е. В. делает акцент, что для самого студента занятие научно-исследовательской деятельностью является важным условием для саморазвития и самореализации [3].

Обязательной составляющей научно-исследовательской работы студентов является практико-ориентированная деятельность, позволяющая устранить недостатки и решить проблемы актуальных направлений в производственной деятельности. Выбор тематики этих направлений проводится благодаря взаимодействию с социальными партнерами и изучению новостных событий в области информационных технологий путем организации круглых столов, заседаний методических комиссий и пр. (рис. 1).

Работа с обучающимися в рамках исследовательской деятельности проводится с помощью включения всех студентов в учебно-исследовательскую работу с постепенным преобразованием ее в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими способностями должно осуществляться в несколько шагов [4, с. 37; 5, с. 276; 6, с. 111].

Первый шаг ориентирован на овладение основными приемами исследовательской деятельности и включает формирование навыков работы с научной литературой. Деятельность по формированию исследовательских способностей продолжается в течение всего обучения посредством выполнения реферативных работ, публичных выступлений и т. п. На данном этапе крайне важно обеспечить мотивацию студентов [7, с. 146; 8, с. 24; 14; 15], сформировать интерес к этой работе и своей специальности в целом.

Для Цитирования:
Горбунов Сергей Алексеевич, Организация научно-исследовательской деятельности студентов как механизм становления будущего специалиста. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: