Статья поступила 07.11.2021.
Скаковец И. С., Смирнов А. А., Зеленин Л. А., Паначев В. Д., Морозов А. П. выражают мнение, что научно-исследовательская деятельность является одной из важнейших форм, позволяющих приобретать и раскрывать творческую, культурную, смысловую, логическую и значимую сторону знаний студентов в способности осваивать профессиональный, а в дальнейшем компетентностный подход [1].
Каршибаев Ш. А., Хазраткулов Д. С. обозначают, что студент научно-исследовательской деятельности должен знать методологию и методы научных исследований, должен уметь анализировать информацию по выбранной тематике, совершенствоваться в публичном выступлении и применять полученные навыки при подготовке докладов, научных статей, курсовых и выпускных квалификационных работ [2].
Рыбак Е. В. делает акцент, что для самого студента занятие научно-исследовательской деятельностью является важным условием для саморазвития и самореализации [3].
Обязательной составляющей научно-исследовательской работы студентов является практико-ориентированная деятельность, позволяющая устранить недостатки и решить проблемы актуальных направлений в производственной деятельности. Выбор тематики этих направлений проводится благодаря взаимодействию с социальными партнерами и изучению новостных событий в области информационных технологий путем организации круглых столов, заседаний методических комиссий и пр. (рис. 1).
Работа с обучающимися в рамках исследовательской деятельности проводится с помощью включения всех студентов в учебно-исследовательскую работу с постепенным преобразованием ее в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими способностями должно осуществляться в несколько шагов [4, с. 37; 5, с. 276; 6, с. 111].
Первый шаг ориентирован на овладение основными приемами исследовательской деятельности и включает формирование навыков работы с научной литературой. Деятельность по формированию исследовательских способностей продолжается в течение всего обучения посредством выполнения реферативных работ, публичных выступлений и т. п. На данном этапе крайне важно обеспечить мотивацию студентов [7, с. 146; 8, с. 24; 14; 15], сформировать интерес к этой работе и своей специальности в целом.