В соответствии п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее — «Закон о мобилизации») все организации независимо от форм собственности обязаны проводить определенные мероприятия в рамках мобилизационной подготовки. Перечень обязанностей организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации приведен в ст. 9 Закона о мобилизации. В частности, организации обязаны выполнять:
• работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизации);
• мобилизационные задания (заказы) в соответствии с договорами (контрактами) (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизации).
В последнее время вопросам организации мобилизационной подготовки уделяется значительное внимание со стороны как научного сообщества, так и органов публичной власти [1–4]. При этом на практике возникает значительное количество вопросов о том, какие именно категории работников подлежат бронированию, каковы процедура и сроки бронирования работников организации, что собой представляет мобилизационное задание и может ли организация рассчитывать на его получение по собственной инициативе. Рассмотрим более подробно указанные вопросы.
ВИДЫ БРОНИРОВАНИЯ ГРАЖДАН
Согласно ст. 22 Закона о мобилизации, бронирование работающих в организациях граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с Законом о мобилизации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в организациях, участвующих в мобилизационной подготовке экономики, а именно:
• в организациях, имеющих мобилизационные задания;
• в организациях, выполняющих комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время;
• в организациях, осуществляющих работу по подготовке граждан по военно-учетным специальностям.
В системе бронирования граждан, пребывающих в запасе, различаются следующие основные виды бронирования:
• по перечням должностей и профессий, по которым бронируются работающие в организациях граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 665с, далее — «Перечень»);
• персональное бронирование по постановлениям Межведомственной комиссии по вопросам бронирования отдельных граждан, пребывающих в запасе, не подлежащих бронированию по перечням должностей и профессий;
• по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан.
По Перечню ведется бронирование по занимаемым должностям (профессиям) работающих в организациях граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Перечень — нормативный документ, который включает:
1) наименование основных видов экономической деятельности организаций и входящих в их состав структурных подразделений;
2) наименование должностей и профессий, по которым гражданам, пребывающим в запасе, предоставляется отсрочка;
3) условия предоставления отсрочки;
4) приоритеты и ограничения в бронировании отдельных категорий граждан, пребывающих в запасе.
Перечень носит закрытый характер и предоставляется организациям вместе с Методическими рекомендациями по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждены постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017), по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом.
При этом персональные отсрочки от призыва организация вправе оформлять только в отношении квалифицированных работников, не подпадающих под бронирование в соответствии с Перечнем должностей и профессий, утвержденным Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, но чья трудовая деятельность крайне необходима для обеспечения бесперебойной работы организации в военное время.
Персональные отсрочки предоставляются по занимаемой должности на сроки, определяемые Межведомственной комиссией. Для предоставления персональных отсрочек организации направляют в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, территориальные или районные комиссии списки с обоснованными ходатайствами; указанные ходатайства обобщаются и направляются по подчиненности в Межведомственную комиссию.
Межведомственная комиссия принимает постановление и направляет его федеральным органам исполнительной власти и территориальным комиссиям, которые делают выписки для организаций.
Также бронирование осуществляется в отношении некоторых других категорий работников, в том числе работающих:
• в организациях оборонно-промышленного комплекса и участвующих в выполнении заданий государственного оборонного заказа (п. 2 ст. 18 Закона о мобилизации, Указ Президента РФ 21.09.2022 № 647, постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1725, письмо Минпромторга России от 21.10.2022 № 107162/01). Минпромторг определил Перечень организаций ОПК, работникам которых предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации. В Перечень включено более 6500 организаций. Он представлен Генштабу для последующего доведения выписок до военкоматов соответствующих субъектов РФ;
• в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и задействованных в осуществлении деятельности по разработке, внедрению, сопровождению и эксплуатации решений в области информационных технологий, в обеспечении функционирования информационной инфраструктуры (информация Минобороны от 23.09.2022);
• в организациях, являющихся российскими операторами связи и задействованных в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи, включая центры обработки данных, а также средств связи и линий сети связи общего пользования Российской Федерации (информация Минобороны от 23.09.2022);
• в системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем, и (или) редакцией, и (или) издателем зарегистрированного средства массовой информации, и (или) вещателем теле-, радиоканала и задействованных в производстве и (или) распространении продукции средства массовой информации (информация Минобороны от 23.09.2022);
• в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение (информация Мин обороны от 23.09.2022, письмо Банка России от 05.10.2022 № 018-34-6/9470).
ПРОЦЕДУРА БРОНИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, в субъектах РФ и муниципальных образованиях (городах, районах, округах) организуют территориальные, районные комиссии, суженные заседания и их рабочие аппараты из состава мобилизационных органов. Все организации, зарегистрированные на территории населенного пункта, должны состоять на учете в местной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Порядок и сроки представления отчетности по бронированию граждан, пребывающих в запасе, регламентируются Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с); данный документ имеет пометку «для служебного пользования» и отсутствует в свободном доступе.
Изложенная ниже информация представлена по результатам анализа и изучения отдельных сведений, находящихся в открытом доступе. Необходимо отметить, что на практике описанный ниже порядок может изменяться/корректироваться территориальной межведомственной комиссией по бронированию.
1. В организации приказом руководителя назначаются специальные работники, ведущие воинский учет и бронирование граждан, также определяются их персональный состав и функциональные обязанности. При этом проект такого приказа руководителя организации согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
2. Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатываются (ведутся): 1) приказ организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе; 2) план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, который согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
3. В организации составляется список (перечень) забронированных работников, заполняемый в свободной форме, с указанием Ф. И. О., должности или профессии, заверенный подписью руководителя и печатью. Указанный список (перечень) передается на утверждение в местную комиссию по бронированию (совместно с военными билетами соответствующих работников). С практической точки зрения предварительно [до передачи списка (перечня) забронированных работников] необходимо получить в комиссии по бронированию Методические рекомендации и согласовать перечень забронированных работников.
4. Утвержденный комиссией по бронированию список (перечень) забронированных работников вместе с документами воинского учета (военные билеты, личные карточки и т. д.) передается комиссией в военный комиссариат по месту нахождения организации. Военный комиссариат выдает на каждого работника форму 4, состоящую из извещения, содержащего информацию о постановке гражданина на специальный учет, и удостоверения, подтверждающего отсрочку.
Таким образом, бронирование граждан, пребывающих в запасе (иными словами — отсрочка от мобилизации), оформляется специальным удостоверением.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя и при объявлении мобилизации передаются забронированным работникам. При аннулировании отсрочки по различным основаниям (например, истечение срока, на который она предоставлена, или увольнение работника) работодатель обязан в 5-дневный срок сообщить об этом в военкомат. При аннулировании отсрочки отметки в личных карточках также аннулируются, удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения.
Кроме того, согласно информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного само управления, следует, что при ежегодной сверке учетных данных все организации, расположенные на территории муниципального образования, обязаны предоставлять в местную комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе, следующие отчетные документы:
• карточку учета организации (форма № 18);
• отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).
Перечисленные документы заверяются печатью и подписью руководителя организации и являются основными ежегодными документами о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МОБИЛИЗАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Мобилизационное задание представляет собой мобилизационный директивный документ, устанавливающий задание предприятию, учреждению, организации по определенной номенклатуре и количеству продукции (работ, услуг) для выпуска (выполнения работ, услуг) по мобилизационному плану, а также задания на создание (сохранение, развитие) мобилизационных мощностей для обеспечения указанного производства (работ, услуг).
Мобилизационное задание служит основой для заключения и исполнения договора (государственного контракта) о выполнении мобилизационных заказов с организацией, в соответствии с которым на организацию возлагаются обязанности по производству продукции определенной номенклатуры, выполнению работ или оказанию услуг.
В целях координации деятельности организаций, получивших мобилизационные задания, по подготовке и заключению государственных контрактов по мобилизационной подготовке, а также при их исполнении и сдаче результатов работ Минпромторгом России утверждены «Методические рекомендации по порядку заключения, исполнения и сдачи результатов государственных контрактов на выполнение работ по мобилизационной подготовке» (утв. Министерством промышленности РФ 31.01.2020, далее — Методические рекомендации). Порядок заключения такого контракта регулируется разделом VI Методических рекомендаций, а порядок его исполнения — разделом VII.
Согласно п. 38 Методических рекомендаций, необходимыми условиями заключения государственного контракта является представление оформленного проекта государственного контракта (приложений и расшифровок к нему), подтверждения внесения обеспечения исполнения государственного контракта (копия платежного поручения или оригинал банковской гарантии) и наличие у исполнителя:
1) установленного мобилизационного задания;
2) утвержденного мобилизационного плана;
3) утвержденной информационной карты на очередной год и на плановый период.
Таким образом, организация, получившая мобилизационное задание, обязана (I) заключить соответствующий договор (государственный контракт по мобилизационной подготовке и мобилизации) и (II) надлежащим образом выполнять условия/обязанности, предусмотренные указанным договором.
Согласно п. 49 Методических рекомендаций, исполнение государственного контракта включает в себя комплекс реализуемых после заключения государственного контракта мер, направленный на достижение целей закупки путем взаимодействия заказчика с исполнителем (приемка, оплата выполненных работ и взаимодействие при изменении, расторжении контракта и применении мер условий контракта).
Порядок приемки результатов по государственным контрактам на выполнение работ по мобилизационной подготовке установлен разделом VIII Методических рекомендаций и включает, в частности, проверку:
• качества выполненных работ и сопоставление фактических результатов с информацией, указанной в смете;
• объемов фактически выполненных работ на соответствие объемам и составу работ, указанных в сметах, дефектных ведомостях, актах выполненных работ (осмотр, обмер);
• соблюдения проектных требований и строительных норм и технологий, а также выявления работ, которые фактически не проводились на объекте;
• достоверности стоимости примененных материалов и оборудования, предусмотренных сметой, их соответствия рыночной стоимости в определенный период;
• содержания и корректности составленных отчетных документов.
Порядок взаимодействия государственного заказчика и исполнителя при завершении работ по государственному контракту урегулирован разделом X Методических рекомендаций.
Закон не содержит нормы, определяющей, какие именно государственные органы принимают решение о выдаче организациям мобилизационных заданий. Можно предположить, что такие решения принимаются теми же государственными органами, которые впоследствии заключают с организациями, получившими мобилизационное задание, соответствующие договоры (государственные контракты).
В соответствии с законом договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий с организациями заключаются в пределах их полномочий федеральными органами исполнительной власти с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных федеральных органов или которые находятся в сфере их ведения (пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона № 31-ФЗ). Согласно Методическим рекомендациям, государственным заказчиком является орган, действующий от имени Российской Федерации, наделенный полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки.
Вопрос о возможности самостоятельного (по собственной инициативе) обращения организации в профильное министерство (ведомство) с заявлением о желании/готовности получить мобилизационное задание, как о порядке такого обращения, закон не рассматривает и не регулирует, однако каких-либо запретов на такие обращения закон также не устанавливает.
Можно предположить, что организации, желающей получить мобилизационное задание с целью последующего заключения государственного контракта, следует обратиться с соответствующим заявлением в профильный (курирующий сферу деятельности данной организации) федеральный орган государственной власти (например, Минпромторг), предоставив информацию о наличии у данной организации возможности по выполнению соответствующих работ / оказанию услуг / производству продукции и готовности/ желания участвовать в выполнении мобилизационного задания (заказа).