Внедрение новых технологий, новых организационных форм в лечебно-диагностический процесс, формирование новых взглядов на профилактику заболеваний, структурная перестройка в здравоохранении требуют постоянного совершенствования нормативной базы [1].
Задачи нормирования труда в системе здравоохранения можно сгруппировать следующим образом [2]:
• пересмотр отраслевых нормативных документов по труду;
• разработка нормативных документов по новым типам учреждений и специальностям;
• развитие нормативной базы с учетом внедрения обязательного и добровольного медицинского страхования;
• совершенствование методических подходов к разработке и проектированию нормативов по труду, применению их в практике здравоохранения для экономического анализа деятельности персонала, расчетов стоимости оказания медицинской помощи.
Перечисленные задачи в области нормирования труда, возможности формирования численности персонала в каждом учреждении здравоохранения на основе отраслевых и местных показателей норм труда и объема работы, проведение экономического анализа деятельности медицинского персонала определяют повышенный интерес к нормированию труда в здравоохранении [3].
Цель исследования: анализ системы организации и нормирования труда среднего медицинского персонала медицинской организации с последующим ее совершенствованием.
Данное исследование проводилось на базе отделений терапевтического профиля Самарской городской клинической больницы № 2 им. Н.А. Семашко мощностью 835 коек.
В исследовании принимали участие 45 респондентов в возрасте от 20 до 55 лет. Основными методами исследования стали: социологические и статистические методы.
На первом этапе исследования проводился анализ основных видов деятельности медицинских сестер отделений терапевтического профиля стационара.
Основные виды деятельности медицинских сестер (палатной и процедурной) рассматривались согласно квалификационным характеристикам и функциональным обязанностям, а также с учетом трудовых операций медицинской сестры, затрачиваемых ею на вспомогательную, хозяйственную и прочную деятельность, работу с документами и служебные разговоры.