По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Организация и инженерное обеспечение очистных сооружений для автомобильных дорог

Юрий Комаров эксперт городского дорожного хозяйства, г. Санкт-Петербург

На сегодняшний день именно автотранспорту приписывается статус самого большого загрязнителя природы. Более того, некоторые показатели наносимого ущерба даже превышают аналогичные у промышленных предприятий. По состоянию на начало 2000‑х годов, более 80 % всех выбросов свинца, более 20 % выбросов всех летучих органических соединений и более 40 % всех выбросов оксида азота в атмосферу приходилось на долю выхлопных газов от работающих автомобилей. Многие развитые страны находятся в непрерывном поиске новых путей снижения вредного воздействия автомобильного транспорта, однако в большинстве случаев данные меры направлены на уменьшение выбросов вредных веществ. При этом есть еще одно направление, которое в последние годы было обделено столь пристальным вниманием, — загрязнение прилегающей к автодороге территории и грунтовых вод ливневыми стоками, стекающими с дорожной поверхности.

Чтобы исследовать состав сточных вод максимально объективно, исследовательская аппаратура должна быть развернута прямо на месте измерения, а сам процесс должен быть осуществлен непосредственно во время дождя. Измерению подлежит концентрация различных веществ в ливневых стоках. На практике ее показатель, как правило, ранжируется от 0,2 до 15,0 мг/л, а медиана для ряда наблюдений составляет 2 мг/л. Существующие справочники дают значительно большие величины концентрации:

• по нефтепродуктам — 24 мг/л;

• по свинцу — 0,28 мг/л;

• по взвешенным веществам — 1300 мг/л.

Помимо интенсивности дождя, показатель концентрации веществ в изучаемой воде также влияет от длительности периода без дождя, величины транспортного потока на дороге, периодичности уборки улицы и многих других факторов.

Содержание взвешенных веществ будет максимальным в начальный период дождя, составляющий от 10 до 30 мин. с момента его начала. Далее будет наблюдаться снижение их концентрации с возможностью ее легкого повышения ближе к концу дождя. Что касается содержания нефтепродуктов, то тут наблюдаемая картина будет аналогичной — максимальное значение в начальный период и постепенное снижение до малых значений за вычетом легкого повышения показателя — наблюдения показывают практически полную его неизменность до самого конца дождя.

Применение противогололедных смесей (солей, содержащих хлориды натрия или кальция) также загрязняет поверхностные сточные воды, что в итоге может погубить придорожные растения и лесистые насаждения.

Для II дорожно-климатической зоны установлено нормативное ограничение на количество применяемых смесей — не более 2 кг/м2 дорожного покрытия.

Однако на практике очищать сточные воды с поверхности дорог от хлоридов порой не представляется возможной задачей, вследствие чего концентрированные стоки разбавляют незагрязненной природной поверхностной водой.

Процесс выпадения осадков или таяния снега сопряжен с образованием значительных объемов поверхностных сточных вод, как правило, стекающих самостоятельно с дорожного полотна на прилегающую территорию, просачивающихся в грунт и попадающих в водоемы с поверхностными водами. Эти стоки очень сильно загрязнены разными химическими веществами, некоторые из них мы сейчас рассмотрим.

Для Цитирования:
Юрий Комаров, Организация и инженерное обеспечение очистных сооружений для автомобильных дорог. Водоочистка. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: