По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.146

Организация и анализ психолого-педагогического исследования балльно-рейтинговой системы как средства внутренней оценки качества образовательных результатов обучающихся вузов

Выжигин Александр Юрьевич кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой социальногуманитарных, экономических и естественно-научных дисциплин Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, e-mail: vijigin_new2000@mail.ru

Статья посвящена организации и анализу психолого-педагогического исследования балльно-рейтинговой системы как средства внутренней оценки качества образовательных результатов обучающихся вузов. В работе описаны этапы оценивания, основные положения балльно-рейтинговой системы, представлены анализ теоретических аспектов проблемы по тематике исследования и описание выборки испытуемых и этапов психолого-педагогического исследования.

Литература:

1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.

2. Васильева О.С. Балльно-рейтинговая система // Психологический вестник РГУ. — 2008. — № 3. — С. 45–48.

3. Выжигин А.Ю. Мотивация совершенствования инновационной деятельности педагогических кадров // Ученый совет. — 2016. — № 2. — С. 44–49.

4. Выжигин А.Ю. Обобщенная методика рейтинговой оценки успеваемости студентов 1 курса для специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» по дневной форме обучения // Вестник Московской государственной академии приборостроения и информатики. — Вып. 9. — М., 2007. — С. 128–131.

5. Выжигин А.Ю., Щипин Ю.К. Некоторые аспекты по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в университете. ХI сборник научных трудов / Под ред. А.П. Хныкина, А.Ю. Выжигина.— М.: МГУПИ, 2008.

6. Выжигин А.Ю., Щипин Ю.К. Пути повышения качества образовательного процесса и объективности его показателей в Московском гуманитарном университете в новых реалиях жизни общества // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования. Сборник научных статей. Книга 1 / Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования» (14–15 апреля 2010 года, Москва, НИТУ «МИСиС»). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», 2010. — 312 с.

7. Глушков И.Г. Рейтинговая система контроля знаний в гуманитарных дисциплинах [Электронный ресурс]. — Сургутский государственный педагогический институт / И.Г. Глушков. — Режим доступа: http://gf.nsu.ru/ humanity2000/glushkov.shtml.

8. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт — инструмент обновления содержания общего образования.

9. Домаренко Е.В., Домбровская А.Ю. Реализация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в российских вузах: состояние, проблемы, перспективы // Концепт. — 2013. — № 11 (ноябрь).

10. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. — М.: Просвещение, 2011.

11. Игнатьева Е.Ю. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в вузе: анализ опыта // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — Вып. № 1/2015.

12. Римская О.Н. Мотивация преподавателей вузов в системе менеджмента качества образования. — Томск, 2006.

13. Савостьяненко Н.В., Семенова Т.М., Смагулов С.Б., Рюмина О.М. Анализ балльно-рейтинговой системы в учебном процессе Томского политехнического университета [Электронный ресурс].

14. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. — 2012. — № 6.

15. Шапиро С.А. Мотивация. — М.: ГроссМедиа, 2008.

16. http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm.

Организация психолого-педагогического исследования балльно-рейтинговой системы (БРС) как средства внутренней оценки качества образовательных результатов обучающихся вузов состоит из нескольких этапов:

1. Анализ теоретических аспектов проблемы по теме исследования на основе положения о балльно-рейтинговой системе [1–16].

2. Подбор адекватных целям и задачам психолого-педагогического исследования критериев оценки применения балльно-рейтинговой системы и разработка анкеты для обучающихся, направленной на оценку их отношения к балльно-рейтинговой системе [2–7; 9; 11; 13; 14; 16].

3. Обработка и обобщение результатов психолого-педагогического исследования балльно-рейтинговой системы как эффективного метода внутренней оценки качества образовательных результатов обучающихся вузов.

Укрепившаяся ранее система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных бакалавров, специалистов и магистров. Главный ее недостаток очевиден — она никак не способствует активной и ритмичной работе студентов, в том числе и самостоятельной. Уже на начальных курсах студенты начинают понимать, что домашние задания совсем не обязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последнюю неделю. Такая «штурмовщина» не только многократно усиливает нагрузку на преподавателя и студента в конце семестра, но и имеет своим результатом непрочные знания по изучаемому предмету [3–6].

Автором на кафедре «Управление и моделирование систем» МГУПИ (ныне ФГБОУ «Московский технологический университет» (МТУ), основанный на базе МИРЭА и объединенный с МГУПИ, МХТИ, МПИ) была предпринята попытка улучшить успеваемость по читаемым дисциплинам за счет повышения мотивации обучающихся постепенно, и первый рабочий электронный вариант, по которому началось накопление информации, был апробирован осенью 2006 года.

В рассмотренных БРС группы и потоки студентов разделены на наборы 1, 2 и т.д. Каждый набор описывает последовательное изучение дисциплин в 1-м, 2-м и 3-м семестрах (с весны 2006 года по осень 2012-го) в одной группе или потоке. Начиная с осени 2012 года по настоящее время динамика отслеживалась для 1-го и 2-го семестров по причине изменения рабочих учебных планов.

Для Цитирования:
Выжигин Александр Юрьевич, Организация и анализ психолого-педагогического исследования балльно-рейтинговой системы как средства внутренней оценки качества образовательных результатов обучающихся вузов. Ученый совет. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: