По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.47

Организационные конструктивные конфликты

Анатолий Николаевич Сухов заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, доктор психол. наук, профессор. 390000 г. Рязань, ул. Полонского, д.18, раб.8 (4912) 97-15-93, a.suhov@365.rsu.edu.ru

В данной статье раскрывается социально-психологическая сущность организационных конструктивных конфликтов. С позиции социальной психологии сформулировано их понятие и сущность. Вместе с тем раскрыта связь конструктивных конфликтов с определёнными видами социальных организаций. В статье анализируются их роль в профессиональной деятельности матричных, проектных, научных, медицинских, судебных учреждений, народных предприятий. Кроме того, в данной статье раскрыты такие понятия, как факторы возникновения организационных конструктивных конфликтов. В ней также рассматривается практика трансформации конструктивных организационных конфликтов в деструктивные.

Литература:

1. Аблажей А. М. Положение науки и ученого в национальных республиках Сибири (в оценках членов научных сообществ Тувы и Хакасии) // Национально-культурная политика в Сибири в ХХ в. / Отв. ред. С. А. Красильников. Новосибирск, 2004. С. 247–262.

2. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций: учебное пособие. М., 2001.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

4. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1–5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. — М.: РАГС, 2000.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. С. 123–127.

6. Мирская Е. З. Человек в науке // Социальная динамика современной науки / Отв. ред. В. Ж. Келле. М.: Наука, 1995. С. 21–38.

7. Митина А. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28–38.

8. Основы социально-психологической теории. Под ред. Бодалева А. А., Сухова А. Н. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

9. Платонов Ю. В. Социальные конфликты на производстве // Социологические исследования. М., 1991. № 1.

10. Поялкова В. А. Технология карьеры. Практическое руководство. — М.: дело ЛТД, 1995.

11. Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. Москва — Воронеж, 1998.

12. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина; под. ред. А. Н. Сухова. 8-е изд., переаб. и доп. М.,:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 397с.

13. Сухов А. Н. Историко-психологический анализ реформирования и модернизации России. — М., 2011.

14. Сухов А. Н. Психология социальной работы. — М., 2019.

15. Сухов А. Н. Конфликты в первичных коллективах осуждённых. — Рязань, 1987.

Вне учёта конструктивных конфликтов нельзя представить эффективную управленческую, научную, проектную и др. виды деятельности (судебную, медицинскую, творческую) в различных организациях.

Социальная организация это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Конструктивные конфликты способствуют достижению положительных целей, деструктивные-негативных.

Формальная и неформальная структуры социальной организации связаны между собой.

В данном случае в качестве связующего звена выступают социально-психологические явления. В частности, такие социально-психологические явления, как организационная культура, репутация организаций, социально-психологический климат, деловое общение, профессиональная идентичность, адаптивность, социально-психологическая компетентность персонала и, разумеется, организационные конфликты оказывают существенное влияние на эффективность социальных организаций.

Практически все социальные организации можно классифицировать в зависимости от сферы функционирования. Например, с этой точки зрения выделяют образовательные, медицинские, экономические, политические и общественные организации, а также силовые (военные, пенитенциарные и т. д.).

Различаются также социальные организации в зависимости от структуры (поэтому и выделяются централизованные и децентрализованные), эффективности и других критериев, в том числе — социально-психологических явлений.

В связи с этим актуальным становится классификация организаций по таким основаниям, как: тип организационной культуры, репутации и т. п.

Развитие социальных организаций невозможно без использования конструктивных конфликтов.

Конструктивный организационный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов при решении проблем. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Решение тех или иных проблем приводит к развитию организаций. Последствия такого конфликта являются положительно функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Для Цитирования:
Анатолий Николаевич Сухов, Организационные конструктивные конфликты. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: