Экспертно-аналитическая деятельность, осуществляемая Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон № 41-ФЗ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», стандартами государственного аудита и другими нормативными актами. Экспертно-аналитическую деятельность в организациях государственного сектора, по нашему мнению, необходимо рассматривать как со стороны экспертизы (экспертного исследования), так и со стороны реализации аналитических функций, так как оба направления деятельности имеют свои цели и задачи.
Раскроем сущность и содержание экспертной деятельности, осуществляемой в большей степени путем проведения экспертных (или аналитических) мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета, исследования причин возникновения нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий [2]. По нашему мнению, в состав процедур, осуществляемых путем применения экспертизы как метода исследования, можно отнести:
- подготовку предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации;
- обоснование выбора показателей (критерии методов их оценки;
- расчеты, подтверждающие влияние оценочных критериев на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, внутренних и внешних факторов;
- оценку эффективности формирования, использования, управления и распоряжения бюджетными средствами, федеральной собственностью и иными ресурсами в целях обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации или ее регионов;
- экспертизу проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, финансово-экономических обоснований к ним по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; порядок внесения в них изменений; проверку, обоснование и анализ соответствующих показателей, выносимых на обсуждение;
- экспертизу проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации, в том числе по федеральным целевым программам;
- экспертизу международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, использования, управления и распоряжения федеральной собственностью и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты.
Кроме того, нормами ст. 24 Закона № 41-ФЗ определено, что Счетная палата осуществляет экспертизу и дает заключения по другим вопросам, входящим в ее компетенцию, на основании: запросов Президента Российской Федерации; поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы; запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства Российской Федерации; запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации [1].