По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.254.7

Организационное моделирование работы регистратуры как элемент системы управления качеством медицинской помощи

Суслин Сергей Александрович заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики и управления здравоохранением, Самарский государственный медицинский университет, д-р мед. наук, профессор, Е-mail: sasuslin@mail.ru
Федосеева Лидия Сергеевна директор центра развития и управления качеством, ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника № 15», канд. мед. наук, заслуженный врач Российской Федерации
Назаркина Ирина Михайловна главный врач, ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника № 15», доцент кафедры госпитальной терапии, Самарский государственный медицинский университет, канд. мед. наук
Гиннятулина Руфия Ильдаровна аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики и управления здравоохранением, Самарский государственный медицинский университет, Е-mail: rufa_91@mail.ru

В статье представлено описание организационного моделирования работы регистратуры в ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника № 15». Оптимизация проводилась с использованием научных достижений в области структурного анализа и процессного подхода. В результате реинжиниринга ключевых подпроцессов работы регистратуры удалось сформировать систему управления потоками пациентов, сократить время для записи на прием к врачу, улучшить качество и своевременность оказания медицинской помощи в целом.

Литература:

1. Авдеева Ю. В. Управление качеством медицинской помощи // Медицина и здравоохранение: материалы III Международной научной конференции (Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 81–84.

2. Анищенко П. Н. Отдел менеджмента качества — подразделение для совершенствования системы управления качеством лечебно-профилактического учреждения // Российский медико-биологический вестник им. акад. И. П. Павлова. — 2010. — № 4. — С. 87–94.

3. Бердникова Е. Ф. Методологические подходы к организации системы оценки качества медицинских услуг // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — № 5.

4. Веренцов М. М. О методах оценки, эффективности здравоохранения (обзор литературы зарубежных стран) // Здравоохранение Российской Федерации. — 1985. — № 7. — С. 38–42.

5. Вялков А. И., Кучеренко В. З., Вардосанидзе С. Л., Яковлев Е. П., Вялкова Г. М., Эккерт Н. В. Управление качеством медицинской помощи // ГлавВрач. — 2007. — № 10.

6. ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015 № 1390-ст.

7. Линденбратен А. Л., Дубинин Н. Д., Фаррахова Г. Р., Ягудин Р. Х. Некоторые аспекты внедрения систем управления качеством медицинской помощи // ПМ. — 2015. — № 4–2. — С. 68–71.

8. Качество медицинской помощи. Глоссарий. Россия — США. Российско-американская межправительственная комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. Комитет по здравоохранению. Доступность качественной медицинской помощи. — М., 1999.

9. Матыцин Н. О., Баранов А. И. Использование современных подходов к менеджменту качества для создания системы управления качеством медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора. — 2015. — № 3. — С. 44–49.

10. Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. Политика, оценка, формирование, ресурсы. — СПб., 2002.

11. Павлов В. В., Суслин С. А., Галкин Р. А., Шешунова С. В. Моделирование конечных результатов в системе управления качеством медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 10. — С. 18–22.

12. Романов В. Е., Федосеева Л. С., Назаркина И. М., Кушельман А. Х. Использование информационной системы для формирования потоков пациентов на амбулаторном этапе оказания медицинской помощи // Избранные доклады на международных конференциях «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». — Самара, 2017.

13. Скворцова В. И., Трифонова Н. Ю., Алексеева Г. С. Обоснованность внедрения инноваций в современных условиях реструктуризации городской клинической больницы. — М.: Сам Полиграфист, 2013. — 100 с.

14. Стародубов В. И., Щепин О. П., Линденбратен А. Л., Галанова Г. И. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. — М. Медицина, 2001. — 784 с.

15. Фомичев Н. Г., Садовой М. А., Бедорева И. Ю., Самарина В. Ю. Опыт разработки системы менеджмента качества в специализированном лечебном учреждении // Хирургия позвоночника. — 2005. — № 2. — С. 84–88.

16. Шильникова Н. Ф., Ходакова О. В. Социально-психологические аспекты управления муниципальным лечебным учреждением в условиях реформирования отрасли // Проблемы управления здравоохранением. — 2004. — № 19 (6). — С. 42–45.

17. Щепин О. П. Оценка качества и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений: методические материалы. — М., 1996. — 68 с.

18. Council of Medical Service Quality of Care // JAMA 1986; 25 (6): 1032–1034.

19. Guide to quality assurance The Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organization. 1988. 875 North Michigan Avenue, Chicago, Illinois 60611–1875.

20. Donabedian A. The quality of care: How can it be assessed? // Journal of the American Medical Association 1988; 260: 1743–1748.

21. Johnston D. W. Measuring the quality of care // Texas Mod. 1988; 84 (1): 38–40.

22. Shewhart WA. Economic Control of Quality of Manufactured Product. 50th Anniversary Commemorative reissue. Shewhart WA, — Reprint. Originally published: New York: Van Nostrand, 1931. — Milwaukee, Wis.: American Society for Quality Control: ASQ Quality Press, 1980. — 501 p.

В эпоху политических, социальных и научно-технических перемен, растущей индустриализации, интенсификации экономического воспроизводства, модернизации информационной инфраструктуры, проникновения интернет-технологий во все сферы деятельности человека и глобализации здравоохранения высокую актуальность приобретает проблема совершенствования существующих механизмов управления. «Изобилие природных ресурсов не является необходимым условием процветания. Богатство нации зависит от народа, управляющих и правительства в большей степени, чем от природных ресурсов. Проблема заключается в хорошем управлении» [W. E. Deming. Out of the Crisis, 1986].

Без обеспечения высокого качества оказания медицинской помощи невозможно грамотное управление здравоохранением. В этом контексте наиболее действенным инструментом преобразований становится построение эффективной системы менеджмента качества медицинской организации в соответствии с требованиями мировых стандартов качества. В условиях преобладания рыночных отношений в экономике здравоохранения, когда качество медицинской помощи становится важнейшим конкурентным преимуществом, приоритетное значение при формировании стратегической политики медицинской организации приобретает создание организационной модели управления качеством, основанной на принципах непрерывного улучшения качества, системного процессного подхода, риск-менеджмента, реинжиниринга бизнес-процессов, внедрения всеобщего управления качеством и самоконтроля ключевых этапов управления процессами. Это позволит достигать не только наилучших решающих показателей деятельности учреждения, таких как стоимость, качество, сервис и темпы развития, но и повысить удовлетворенность пациентов путем выполнения их потребностей.

Разработка современной организационной модели управления качеством медицинской помощи, основанной на принципах эффективности, доказательности и результативности, — предмет активных научных споров. Многоплановость и недостаточная изученность проблемы, постоянное изменение требований к оказанию медицинских услуг, расхождение мнений специалистов в определении понятия «качество» и отсутствие валидизированных концептуальных подходов диктуют необходимость поиска новых форм управленческих решений и методологических технологий, а также взаимодействия администрации, медицинского сообщества и органов управления здравоохранением.

Для Цитирования:
Суслин Сергей Александрович, Федосеева Лидия Сергеевна, Назаркина Ирина Михайловна, Гиннятулина Руфия Ильдаровна, Организационное моделирование работы регистратуры как элемент системы управления качеством медицинской помощи. ГЛАВВРАЧ. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: