В эпоху политических, социальных и научно-технических перемен, растущей индустриализации, интенсификации экономического воспроизводства, модернизации информационной инфраструктуры, проникновения интернет-технологий во все сферы деятельности человека и глобализации здравоохранения высокую актуальность приобретает проблема совершенствования существующих механизмов управления. «Изобилие природных ресурсов не является необходимым условием процветания. Богатство нации зависит от народа, управляющих и правительства в большей степени, чем от природных ресурсов. Проблема заключается в хорошем управлении» [W. E. Deming. Out of the Crisis, 1986].
Без обеспечения высокого качества оказания медицинской помощи невозможно грамотное управление здравоохранением. В этом контексте наиболее действенным инструментом преобразований становится построение эффективной системы менеджмента качества медицинской организации в соответствии с требованиями мировых стандартов качества. В условиях преобладания рыночных отношений в экономике здравоохранения, когда качество медицинской помощи становится важнейшим конкурентным преимуществом, приоритетное значение при формировании стратегической политики медицинской организации приобретает создание организационной модели управления качеством, основанной на принципах непрерывного улучшения качества, системного процессного подхода, риск-менеджмента, реинжиниринга бизнес-процессов, внедрения всеобщего управления качеством и самоконтроля ключевых этапов управления процессами. Это позволит достигать не только наилучших решающих показателей деятельности учреждения, таких как стоимость, качество, сервис и темпы развития, но и повысить удовлетворенность пациентов путем выполнения их потребностей.
Разработка современной организационной модели управления качеством медицинской помощи, основанной на принципах эффективности, доказательности и результативности, — предмет активных научных споров. Многоплановость и недостаточная изученность проблемы, постоянное изменение требований к оказанию медицинских услуг, расхождение мнений специалистов в определении понятия «качество» и отсутствие валидизированных концептуальных подходов диктуют необходимость поиска новых форм управленческих решений и методологических технологий, а также взаимодействия администрации, медицинского сообщества и органов управления здравоохранением.