Научное познание включает как все более детальное, так и все более глобальное изучение реальности. Возрастает «многоязычие» современной науки, что начинает напоминать ситуацию со строительством Вавилонской башни.
Однако понятия теории организации позволяют обрести утраченное взаимопонимание. Изучаете ли вы космические глубины, управляете научным или производственным коллективом, составляете бухгалтерский отчет, проводите социологическое исследование или думаете о судьбах человечества — системное понимание и организационный подход облегчат вашу задачу. Чрезвычайно важно и то, что системно-организационная методология помогает объединить естественно-научные и гуманитарные знания в единое целое.
С позиций теории организации, в истории науки сменяют друг друга три определенные тенденции. Добавлю к ним четвертую, преднаучную. С нее и начну.
1. В значительной мере бессистемно рассматривается неорганизованная простота (или простая неорганизованность). Фиксируется состав.
2. Изучается организованная простота (или простая организованность). Особое внимание обращается на внутреннее строение и внешние перемещения. В этот период среди наук царит классическая механика. Ее методы (в том числе динамический подход) проникают повсюду.
3. Изучается неорганизованная сложность (или сложная неорганизованность). В этот период пальма первенства в значительной степени переходит к классической статистической физике, а во многих других науках широко используются ее методы.
4. Изучается организованная сложность (или сложная организованность). Таковы наиболее организованные кибернетические, биологические и социальные системы. Методы соответствующих наук начинают проникать в другие познавательные области. Вторая половина ХХ в. характеризуется воцарением теории организации.
Все более важную роль отводят не только тому, что соединено, но и тому, что соединяет. На первый план выходит не «начинка», не субстрат, а то, что делает субстрат целостностью, способной определенным образом функционировать.