По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Организационно-правовые аспекты развития системы высшего образования в условиях глобального рынка: отечественный и зарубежный опыт

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье рассматриваются проблемы развития отечественной высшей школы в условиях глобализации и формирования модели трансграничного образования. Анализируется зарубежный опыт построения системы высших учебных заведений с учетом рыночного типа экономики отдельных государств и обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Литература:

1. Жамин В.А. Экономика образования. — М., 1969.

2. Столетов В.Н. Социальная роль высшего образования. — В кн.: Молодежь и образование, 1972.

3. Понкин И.В. Европейские и американские университеты: соперничество и взаимовлияние // Право и образование. — 2008. — № 10.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995.

5. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналит. обзор. — Екатеринбург, 2006.

6. Токмовцева М.В. Высшее учебное заведение как субъект отношений в сфере предпринимательства: автореф. дис… канд. юрид. наук / В.М. Токмовцева. — М., 2000.

7. Антропов Р.В., Антропова Н.А. Юридическое образование как предпосылка укрепления основ гражданского общества: обращение к опыту Германии // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2015. — № 4.

8. Антропов Р.В., Антропова Н.А. Особенности частного сектора системы юридического образования в Германии (на примере Высшей школы права им. Буцериуса в Гамбурге) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 9.

9. Кузьминов Я.И. Наши университеты // Университетское управление: практика и анализ. — 2007. — № 3 (49).

10. Райчук Д.Ю. Совместные образовательные программы и области их эффективного использования в интеграционных процессах высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. — 2007. — № 5 (51) .

11. Кананыкина Е.С. Модернизация системы образования Мексики и Чили (правовой аспект глобализации) // Административное и муниципальное право. — 2009. — № 11.

12. Тихомиров В.П., Максюков Н.И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. — 2001. — № 4.

13. Рукавишникова И.В. Некоторые направления государственной финансовой политики в области финансирования учреждений высшего профессионального образования // Финансовое право. — 2007. — № 6.

14. Бочков В., Мартынова Т., Кочерга, С. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования // Юрист вуза. — 2008. — № 2.

На пути к формированию образовательной системы нового века целями Евросоюза (Лиссабон 2000 г.) были определены создание конкурентоспособной и активной экономики знаний. Значительное место в этих стратегических планах отводилось университетам.

Структурная перестройка отечественных вузов проходила и в советские времена, путем, прежде всего сокращения сети периферийных институтов, их объединением и преобразованием [1, С. 161]. Дальнейшие преобразования, в частности, педагогических институтов в университеты, связывались с повышением роли университетского образования и бесспорной тенденцией в развитии высшего образования [2, С. 122–124].

В тоже время следует учитывать, что университетское строительство является основным из показателей развития страны. Например, университеты в США символизируют могущество и суверенность государства на мировой арене. Американская модель университета выступает фактором международного влияния в сфере не только образовательных, но геополитических интересов [3, С. 44].

Однако нелишним будет определить сущность и природу университета в системе общественных институтов и его влияние на развитие общества. Прежде всего, представление университета изначально имело несколько иные корни, в отличие от тех, которые в настоящий момент положены в образовательное законодательство. Хотя основные черты университета современная высшая школа пытается отразить в структуре образовательных учреждений и их академической составляющей. Первоначально термин «университет» означал корпорацию, цех учащихся («схоларов», как в итальянских университетах) или учащих («докторов», как во французских и германских университетах). Существенно то, что слово «университет» олицетворяет органическую целостность самой науки [4, С. 56].

В современных тенденциях развития высшего образования отмечают процессы стирания граней между профессионально ориентированным и университетским секторами высшей школы. В литературе предлагается типология современных вузов, критерием которой выступают цели деятельности образовательной корпорации. При вхождении в свободное образовательное пространство вуз приобретает черты самостоятельного предпринимателя на рынке образовательных услуг, что позволяет вести речь о возникновении предпринимательского университета. Предпринимательский университет сочетает черты профессиональной и предпринимательской организации [5, С. 83]. Активное внедрение предпринимательства в вузе определяет изменение его организационной составляющей.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Организационно-правовые аспекты развития системы высшего образования в условиях глобального рынка: отечественный и зарубежный опыт. Юрист ВУЗа. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: