На пути к формированию образовательной системы нового века целями Евросоюза (Лиссабон 2000 г.) были определены создание конкурентоспособной и активной экономики знаний. Значительное место в этих стратегических планах отводилось университетам.
Структурная перестройка отечественных вузов проходила и в советские времена, путем, прежде всего сокращения сети периферийных институтов, их объединением и преобразованием [1, С. 161]. Дальнейшие преобразования, в частности, педагогических институтов в университеты, связывались с повышением роли университетского образования и бесспорной тенденцией в развитии высшего образования [2, С. 122–124].
В тоже время следует учитывать, что университетское строительство является основным из показателей развития страны. Например, университеты в США символизируют могущество и суверенность государства на мировой арене. Американская модель университета выступает фактором международного влияния в сфере не только образовательных, но геополитических интересов [3, С. 44].
Однако нелишним будет определить сущность и природу университета в системе общественных институтов и его влияние на развитие общества. Прежде всего, представление университета изначально имело несколько иные корни, в отличие от тех, которые в настоящий момент положены в образовательное законодательство. Хотя основные черты университета современная высшая школа пытается отразить в структуре образовательных учреждений и их академической составляющей. Первоначально термин «университет» означал корпорацию, цех учащихся («схоларов», как в итальянских университетах) или учащих («докторов», как во французских и германских университетах). Существенно то, что слово «университет» олицетворяет органическую целостность самой науки [4, С. 56].
В современных тенденциях развития высшего образования отмечают процессы стирания граней между профессионально ориентированным и университетским секторами высшей школы. В литературе предлагается типология современных вузов, критерием которой выступают цели деятельности образовательной корпорации. При вхождении в свободное образовательное пространство вуз приобретает черты самостоятельного предпринимателя на рынке образовательных услуг, что позволяет вести речь о возникновении предпринимательского университета. Предпринимательский университет сочетает черты профессиональной и предпринимательской организации [5, С. 83]. Активное внедрение предпринимательства в вузе определяет изменение его организационной составляющей.