В течение последнего времени доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте увеличилась практически во всех странах, причем отмечено увеличение как объема, так и стоимости государственных закупок. Этот рост параллельно сопровождается развитием законодательства в сфере закупок для государственных нужд. С ростом государственных расходов напрямую связано и широкое привлечение частного сектора для поставки товаров и услуг на контрактной или субподрядной основе. По мере увеличения объема и стоимости государственных закупок возрастает их значимость и для обеспечения занятости, и для национальной экономики в целом.
В смете доходов и расходов вуза расходы на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения его деятельности составляют около 10–15%. Прямое влияние объема государственных закупок на расходную часть бюджета существенно повышает значимость организации эффективной системы закупок и материально-технического обеспечения конкретного вуза и экономики образования в целом [8].
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, изменения модели управления государственными финансами, направленной на усиление ответственности за эффективность использования выделяемых ассигнований, происходит трансформация роли закупки товаров и услуг для государственных нужд. В этой связи возникает необходимость в совершенствовании модели осуществления государственных закупок.
Внедрение новых моделей управления закупками товаров, работ и услуг для государственных нужд связано с определенными методологическими трудностями. Они заключаются не только в организации правильной последовательности действий, регламентирующей процедуры осуществления государственных закупок, определения необходимого объема финансовых ресурсов, но и в установлении оптимальной структуры органа, отвечающего за государственные закупки, автоматизации самого процесса управления закупками.
В настоящее время процесс осуществления закупок бюджетными учреждениями, в т.ч. вузами, регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. При этом одновременно признается утратившим силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».