По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.012.1

Организационная структура и «менеджмент» как понятия в организации управленческой деятельности

Руководитель предприятия или производства может эффективно работать в том случае, если так называемые «подчиненные» принимают на себя ответственность за его осведомленность в производственных вопросах и если они согласны постоянно подсказывать ему, для чего нужны те или иные технологии, как и когда они должны применяться и какими должны быть результаты. В свою очередь «подчиненные» зависят от руководителя, потому что именно он определяет общее направление их деятельности и подводит общий итог их работы. Существует ли только один «правильный способ управления» работающими специалистами. Этот принцип лежит в основе практически всех книг и статей, посвященных управлению персоналом. Однако практика подсказывает, что вариантов правильного управления может быть множество. Но для принятия этого утверждения потребуются совершенно иные подходы к работающим на предприятиях и к их работе. А именно: «людьми нужно не управлять, а направлять их действия, их работу». Целью при этом является максимально расширить и использовать специфические навыки и знания каждого отдельного работника.

Литература:

1. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.

Сегодня широко распространено представление о том, что существует один вид коллектива, называемый «комплексной бригадой», который годится для выполнения любого задания.

На самом же деле существует не меньше десятка самых различных типов коллектива, у каждого из которых своя область применения, свои сильные и слабые стороны, и каждому требуется свой тип менеджмента.

И все же «комплексная бригада» как наиболее популярный тип коллектива не вполне удачен: он максимально затрудняет выполнение работы и отличается самыми серьезными ограничениями. Если не удастся решить, и как можно скорее, для чего данный тип коллектива подходит, а для чего нет, сама идея коллективного труда будет дискредитирована как очередная «мода», и произойдет это уже в ближайшие несколько лет.

А между тем коллектив — важнейший и необходимейший инструмент в любом деле, особенно в производстве.

Там, где его использование оправданно и уместно, эта организационная структура отличается максимальной эффективностью.

Без сомнения, следует изучать и использовать структуры «смешанного типа», вместо того, чтобы сосредоточиваться на «чистых» структурах и «единственно правильном типе организационной структуры», в которые по-прежнему верит теория организации, а в значительной степени и практика.

Вот один пример: 10–15 высококвалифицированных врачей должны выполнить операцию на открытом сердце, скажем, коронарное шунтирование.

Этот коллектив (главный хирург, два ассистента, анестезиолог, две сестры, которые готовят пациента к операции, три операционные сестры, которые помогают в процессе операции, две-три сестры и врач-ординатор, работающие в реанимации и палате интенсивной терапии, специалисты, отвечающие за аппараты «искусственное сердце» и «искусственные легкие», три-четыре сотрудника, отвечающие за электропитание) можно рассматривать как классический и несколько утрированный пример «функциональной организации» Анри Файоля (1841–1925), французского теоретика и практика менеджмента, основателя административной (классической) школы управления. Согласно его представлениям каждый член делает свое дело, выполняет только свое задание и никогда, ни при каких обстоятельствах не берет на себя чужих обязанностей. Все эти люди считают себя «командой», и все в больнице воспринимают их именно в этом качестве.

Для Цитирования:
Организационная структура и «менеджмент» как понятия в организации управленческой деятельности. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: